Экспорт продуктов питания заграницу: высокие риски – высокие прибыли?

Торговля – это то чем люди занимаются уже не одну тысячу лет, за это время кардинальных изменений не произошло – тот же человеческий фактор, те же риски. Но тем не менее посреднический бизнес остается на пике популярности. Как наладить сотрудничество с зарубежными покупателями и отечественными продавцами расскажет Валерий Борисов, совладелец "ФЛП Крайнова НВ"

Валерий Борисов, совладелец

Валерий Борисов, совладелец "ФЛП Крайнова НВ", Украина, Севастополь

История создания предприятия

В 2008 году отец Валерия (военно-морской офицер) попал под сокращение в вооружённых силах. Год поработал вне вооруженных сил и заслуженно отправился в Москву на лечение в госпиталь МО. Там по стечению обстоятельств к 9 мая необходимо было отправить военных офицеров на торжественное поздравление в составе делегации.

Делегация отправлялась в республику Абхазия. «Там отец познакомился с полезными людьми, заинтересованными в сотрудничестве и в оптовых поставках продуктов с украинских заводов-производителей. Вот так все и произошло», – рассказывает Валерий.

Особенности развития бизнеса

Первую поставку компания сделала заключив договор с полтавской фирмой на закупку фасованной фасоли. Но так вышло, что первый блин оказался комом. Причиной тому стали неопытность и финансовая нечистоплотность украинских поставщиков Валерия. Ущерб составил 1 000 000 руб. «Дело было плохо – деньги потеряны, товара нет. Продали квартиру, часть денег вернули на остальные деньги осуществили, как оказалось, очень технологически непростую поставку.

Валерий Борисов, совладелец

На этот раз с солью. Уж очень абхазам нужна была соль. Возникла проблема с подписанием контракта. Оказалось, что работа происходит по принципу «чтобы вступить в клуб, нужно быть членом профсоюза, а чтобы стать членом профсоюза – нужно вступить в клуб». Окольными путями, нестандартными решениями и рытьём тонн знакомых, казалось, преданных забвению, контракт был подписан. Сейчас мы не монополисты, но довольно влиятельная компания на рынке», - говорит Валерий.

Работа с поставщиками и покупателями

Компания Валерия зарекомендовала себя, как надежный посредник, который не срывает сделок, все делает в срок и у которого всегда в порядке документы. Для иностранных заказчиков – это самые главные показатели. Даже если компания не большая и не имеет громкого, раскрученного имени. Сейчас у компании «Валерия» есть договора почти со всеми украинскими заводами.

Валерий Борисов, совладелец

Закупки делаются не большими партиями, но регулярно, экспортируют соль, сахар, масло, фасоль, муку. «Мы договариваемся здесь с поставщиками продукции и договариваемся за границей с теми, кто у нас будет делать закупку. Основная задача увеличить количество поставщиков здесь и количество покупателей за границей. На данный момент мы неплохо справляемся с выполнением этой задачи. В свое время пробовали разные варианты, даже сами расфасовывали продукцию и делали упаковку. Сейчас процесс отлажен и такие меры не требуются», - рассказывает Валерий.

Проблемы трудовых будней

Компания Валерия долго искала подрядчиков на вагоны и согласовывала рабочий процесс с поставщиками в Украине. «Быть официальными представителями больших заграничных компаний в Украине не так легко», - улыбается Валерий.

Компания работает по договору посредничества, получая комиссионные. Основной рабочий инструмент современных посредников – это договор посредничества. Что это значит? При работе с предприятиями подписывается долгосрочный контракт и на каждую поставку делается отдельная спецификация к договору.

«Мы не несём практически никаких рисков, только дипломатия в подписании договоров и тщательный контроль и организации поставок. На сегодняшний день самая большая проблема – это сочинская Олимпиада. Все границы закрыты. Не работаем до 1-го февраля. Что касается работы с налоговой, то в этом плане у нас проблем нет – мы работаем по упрощённой системе, 2 группа, платим указанный налог (700 грн. или около того) в месяц, вовремя сдаём декларации и живём спокойно. Доход нашего ФЛП не выходит за рамки 1 миллиона гривен в год», - с улыбкой говорит Валерий.

Валерий Борисов, совладелец

Что можете посоветовать новичкам?

«Первый совет: наплюйте на предрассудки и убеждения окружения такого характера, как «даже и не суйся, там всё разобрано криминальными структурами». Конечно, что-то подобно есть, но есть и компромиссы. Будьте увереннее в себе и в своих силах.

Второй совет: независимо, оперируете своей суммой или суммой заказчика, тщательно проверяйте предприятие продавца, потому что четверть продавцов в нашем бизнесе – это профессиональные кидалы. Без преувеличения. Поэтому подробно, с привлечением специалистов проверяйте документы, наличие складов, наличие товаров на складе, документы сертификации (СТ-1 один из самых важных, - уточняет Валерий) и стандартизации. Приезжайте к поставщику и сами смотрите на склады, на товар. Это будет гораздо дешевле, чем «попасть» на крупную сумму.

Третий совет: налаживать непроторенную схему очень сложно, чего уж говорить, но не сдавайтесь в середине организации процесса. Тщательно работайте над базой покупателей, потому что их по обыкновению меньше, чем продавцов. Развивайте контакты, общайтесь с как-можно большим количеством людей. Подтверждайте свою репутацию, надежность», - говорит Валерий.

Опубликовано: 16.01.2014