Уже
звоним
Что такое бухгалтерский аутсорсинг сегодня? Нужен ли какой-то стимул, что организовать свое дело? Как превратить небольшую аудиторскую фирму в группу компаний чей перечень услуг давно перевалил за отметку 30? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье, которая посвящена рабочим будням современных аудиторов. Статья написана при поддержке Светланы Киселевой, генерального директора группы компаний «Внешэкономаудит».
Светлана Киселева, генеральный директор компании «ВнешЭкономАудит» (флагман группы компаний, партнер по направлению 1СБО — ООО «Учетные центры «ВнешЭкономАудит»), Челябинск http://www. ural-audit. ru/
История компании «Внешэкономаудит» началась 13 лет назад, в мае 2001 года, когда две подруги (две Татьяны Александровны — одна — юрист, другая — консультант) приняли решение организовать аудиторскую фирму. Светлана поддержала инициативу. Было нелегко. «Я привыкла делать все быстро и одновременно, иначе можно многое не успеть», — говорит Светлана. Сотрудников вначале не набирали. Договорились, что каждый из партнеров будет оказывать услуги в том направлении, в котором он является специалистом + обслуживание бизнеса.
Светлана взяла на себя направление аудит, занялась управлением компании и организацией продаж. Другой партнер — Татьяна (консультант) взяла на себя направление консалтинга, а также занялась организацией и проведением семинаров. Плюс ко всему она вела учет в компании. И третий партнер —Татьяна взяла на себя юридическое направление и осуществление юридического сопровождения компании (подготовка договоров, вопросы лицензирования и т. п.).
«В течении первого полугода приходилось экономить на всем. Поэтому совмещали все функции сами, в т. ч. обслуживали наш весьма небольшой бизнес (и печатали документы сами, и методички к семинарам брошюровали, и на звонки клиентов отвечали, и семинары сами организовывали). К клиентам (на проверки, на встречи) вначале ездили на общественном транспорте. В общем ничего не обычного, нормальное такое становление бизнеса по эконом-варианту», — улыбается Светлана.
«На организацию нашего бизнеса мы потратили — 100 тыс. руб. Эти деньги были единственным вкладом в развитие нашей компании со стороны. Часть этой суммы дал мой супруг. Он до сих пор говорит, что это его самое рентабельное вложение», — смеется Светлана.
Деньги были потрачены на приобретение мебели эконом-класса, уплату аренды за 3 месяца и покупку оргтехники (компьютеры, телефон и принтер). Первого сотрудника компания смогла принять через полгода. Это был секретарь — разнорабочий.
«Мы ему торжественно делегировали все свои непроизводительные, на наш взгляд, функции (прием звонков клиентов, подготовка документов, оформление договоров, закуп канцтоваров и продуктов для семинаров, решение различных оргвопросов)», — рассказывает Светлана.
На момент организации компании основным каналом продвижения услуг компании было «сарафанное» радио.
«Денег на рекламу не было, поэтому и тратить было нечего», — уточняет Светлана. Именно поэтому все клиенты для «Внешэкономаудит» были особенными, к каждому проекту относились с максимальной ответственностью. Потому что второго шанса просто не могло быть. Через 2 года компания уже занимала место среди крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний России (в ТОП-100).
На сегодняшний день основные каналы продвижения компании — это телемаркетинг, интернет, организация различных event-событий (организация и участие наших специалистов в различных семинарах, конференциях, круглых столах, форумах, конкурсах).
Также компания является организатором профессионального конкурса для бухгалтеров Южного Урала. В этом году «Внешэкономаудит» будет проводить в 6-й раз. Кроме того «Внешэкономаудит» активно сотрудничает с банками, СМИ, Администрациями.
«Могу сказать, что результаты от такой рекламной политики есть. 2 года подряд наша компания является самой упоминаемой среди АКГ в бизнес-сообществе Челябинска. В 2013 году я была признана Человеком года в номинации Аудит (по версии журнала «Деловой квартал»). В 2012 году вошла в ТОП-5 самых влиятельных женщин Челябинска.
К бюджету на рекламные расходы я подхожу очень вдумчиво и рационально. Обязательно пытаемся использовать новые каналы привлечения клиентов, но дозированно. Если эффекта от канала нет — больше не используем. Для каждого направления у нас свои инструменты и каналы продвижения. «Те инструменты, которые хорошо продвигают аудиторские услуги — абсолютно не подходит для продвижения бухгалтерских услуг, юридических услуг. Проверено на практике», — говорит Светлана.
Особых сложностей не было. Однако компания «Внешэкономаудит» была ориентирована на диверсификацию услуг и это стало причиной критики со стороны аудиторского сообщества. Сторонние наблюдатели выражали мнение, что диверсификация — это неправильно, ведь для того чтобы качественно оказывать услуги, нужно сосредоточиться на одном продукте. Но Светлане удалось отстоять свою деловую позицию.
«То, что ориентир на диверсификацию оказался правильным, было доказано не раз. Наиболее очевидно это проявилось при кризисе 2008 года. Если многие аудиторские компании (которые занимались только аудитом) „просели“, мы не очень почувствовали на себе (в то время мы активно развивали несколько направлений — бухгалтерский и налоговый консалтинг, обучение, кадровый консалтинг, юридические услуги, бухгалтерские услуги и т. п.). Поэтому сократив работу по одному направлению, мы перераспределили работу специалистов на другие направления», — говорит она.
Прим. ред.: именно диверсификация услуг стала основой для развития «Внешэкономаудит» в группу компаний.
«Мы занимались и до сих пор занимаемся тем, что актуально на рынке, тем, что может быть полезно клиенту (бизнесу клиента) в данный момент. Мне так (когда есть группа компаний во главе которых управляющая компания) удобнее управлять, поскольку под каждое направление (линейку продуктов) у нас создана отдельная бизнес-единица (организация) со своим руководителем, персоналом, доходами-расходами и т. п. Если направление убыточно, я это сразу вижу, мне проще принять решение о закрытии бизнеса», — говорит Светлана.
Клиентская база компании «Внешэкономаудит» одна из самых больших в регионе — это более 500 клиентов. Абсолютно разные по масштабу, форме собственности, отраслевой принадлежности организации и ИП. Компания работает со всеми — и с коммерческими, и с некоммерческими, бюджетными, автономными учреждениями, муниципальными предприятиями, ИП. «Мы не работаем с физическими лицами. Наши услуги для b2b. Не работаем с клиентами, для которых не важно качество услуг. То есть если клиент „попросит“ нас выдать аудиторское заключение без проведения проверки — это не наш клиент», — уточняет Светлана.
Среди клиентов компании есть такие «монстры» как: типа ММК, Мечел, Челябинский трубопрокатный завод, Златмаш. Также есть холдинговые структуры, лидеры рынка в своих отраслях, есть и совсем небольшие клиенты. В связи с этим ценовая политика строится по индивидуальному варианту.
«Цены должны быть такими, чтобы они смогли покрывать расходы на содержание лучших специалистов. Я не могу сказать, что мы „дешевая“ компания. Но мы всегда объясняем клиенту, что качественные услуги не могут стоить дешево. Если клиента не устраивает цена, он не готов пока платить такую цену, мы пытаемся предложить более экономный вариант, но не за счет снижения качества, а за счет сокращения объема работ, входящих в ту или иную услугу.
Никогда не занимались и не будем заниматься демпингом. Это моя принципиальная позиция. Один раз, предложив дешевую цену, будет очень сложно доказать клиентам в будущем, что ты стоишь дороже», — рассказывает Светлана.
Компания постоянно проводит акции, что-то меняет в плане оптимизации и улучшения качества диалога с аудиторией. Активно сотрудничает в совместных программах лояльности с ведущими партнерами, в основном, с банками.
«Мы часто предоставляем скидки на услуги, бонусные сертификаты на участие в мероприятия. Иногда, „дарим“ свои услуги (участие в семинарах, бесплатные консультации, бесплатные методички и пособия, макеты учетных политик). Ведь лучший подарок — это подарок, сделанный своими руками», — улыбается Светлана.
Среди клиентов «Внешэкономаудит» есть много филиалов иностранных компаний. Иностранным фирмам «Внешэкономаудит» оказывает услуги по аккредитации представительств на территории Челябинской области, а также осуществляет бухгалтерское и юридическое обслуживание. Для организаций с участием иностранного капитала «Внешэкономаудит» проводит ежегодный аудит, оказывает услуги по составлению отчетности в соответствии с МСФО, консультирует по вопросам открытия представительств, применения налогового законодательства за рубежом.
«Развиваться, развиваться и развиваться. Главное — не стоять на месте, следить за тенденциями — отраслевыми, мировыми, предлагать рынку новые услуги. Работать на опережение и с удовольствием», — улыбается Светлана.