Уже
звоним
Можно ли заработать на неоптовом бизнесе? Об особенностях создания авторских кукол и украшений рассказывает мастер, чьи работы уже давно завоевали симпатии многих наших соотечественниц.
Юлия Горина, http://vk.com/fly_fenix_art Россия, Москва
Больше половины мастеров могут сказать «я мастерил с ранних лет», это касается и Юлии, но есть в этой истории и неожиданный момент.
«Я никогда не шила, не любила играть в куклы, не ходила в художественную школу и прогуливала труды. Тем не менее, я всегда была большой выдумщицей и любила рисовать, для себя. После школы я поступила на дизайнера среды, и мне очень повезло с преподавателями. Одновременно с поступлением в ВУЗ, я открыла для себя мир авторских кукол и игрушек. Он и раньше был рядом, но почему-то не занимал мое сознание, а тут вдруг все мысли и все интересы обратились в эту сторону», - рассказывает Юлия.
На первых порах помог Интернет, в котором нашлись ответы на базовые вопросы в работе с материалами. Ну а дальше были различные специализированные курсы и семинары.
«Сложно сказать, когда меня начал устраивать результат… Мне кажется, он до сих пор меня не устраивает - моя мысль идет с опережением возможностей. Всегда, начиная новую работу, я представляю себе что-то такое, от чего должно замереть дыхание, участится сердцебиение и закружиться голова. Иногда получается. Но не у меня самой. Заканчивая текущую работу, я уже живу следующей»,- с улыбкой рассказывает Юлия.
Спрос – одна из важных характеристик любого бизнеса, но объективно оценить свое творчество невозможно. А если есть спрос, то можно уже не обращать внимания на то, что про тебя пишут завистники на форумах.
«Наверное, мне очень сильно повезло, но мое профессиональное занятие авторской игрушкой началось с продажи. Это было так: я разместила в своем ЖЖ фотографии кукол, которые делала моя подруга. Мы с ней начали делать их одновременно, но она явно была продуктивнее. Мне тут же написала незнакомая девушка с вопросом о том, может ли подруга сделать для нее куклу. Подруга почему-то отказалась, а я предложила девушке свою кандидатуру. Так состоялся мой первый заказ и первая продажа»,- рассказывает Юлия.
Естественно, поначалу о прибыли вообще речи не шло. Цель была одна – чтобы окупились все затраты на материалы. Это были три года работы на свое имя, три года вложений, прожитые на иждивении у родителей. Зато теперь Юлия имеет полное право испытывать чувство гордости за то, что смогла своими силами, медленно, но стать самодостаточной.
«Первые шаги в этом виде творчества могут быть вовсе бюджетными. Сшить милую игрушку из кусочков старой плюшевой скатерти, набить ее синтепухом из подушки, сфотографировать красиво на фоне природы и выложить в интернет может каждый. А вот если дело пойдет и игрушка привлечет к себе внимание, потребуются вложения. Тут уже не отделаешься скатертью и подушкой», - говорит Юлия.
С развитием своего бизнеса она столкнулась с необходимостью повышения качества расходных материалов - наполнитель и ткани уже нужно стало покупать в магазине. Техника и инструменты тоже потребовались уже из разряда «для профи», но надежная швейная машинка обойдется никак не меньше чем в 5 тысяч, хорошие портновские ножницы от 300 рублей, качественные иглы, нитки, булавки, раскроечные коврики, ножи и т.д. И это еще мы не упоминали узкоспециальные шплинты, диски, стеклянные глаза на петельках, полимерную пластику и все остальное, что сделает работу уникальной.
А сколько денег может уйти на какие-то декоративные вещи типа ленточек, бусинок, пуговичек знает не понаслышке каждый, кто заходил в магазин для рукоделия. Причем, если мы, опять же, говорим о профессиональном подходе, то купить парочку глаз или метр ленты будет недостаточно. Закупаться нужно будет сразу на пару десятков, что бы быть готовым к тому, что придется повторять работу на заказ. Но это еще не все!
«Работу нужно будет сфотографировать. Причем качественно, иначе какой смысл? Покупать хороший фотоаппарат и осветительные приборы, обращаться за помощью к профессионалам – каждый может решить сам, но это тоже затраты. Выставить работу в Интернете легко, но и за интернет надо платить, а если воспользоваться платной площадкой, то нужно и это включить в расходы. Можно отдавать работы в галереи на реализацию, но тогда придется отдавать проценты от продажи. А встречаться со своими покупателями вживую нужно, поэтому я рекомендую закладывать в расходы так же участие в выставках. Ну и, само собой, всяческая полиграфия: визитки, бирки, брошюры, баннеры и т.д.», - одним махом Юлия увеличивает расходную часть в разы.
«На данный момент стоимость моих работ варьируется от двух тысяч до пятнадцати тысяч рублей за единицу. Судя по спросу, можно и больше, но мне комфортно именно в этих ценах
Есть несколько схем расчета цены работы: от скрупулезного подсчитывания времени и материалов, до сравнительного анализа «подобных» работ и цен у других мастеров. Но когда ты вырываешься за пределы похожести и начинаешь творить что-то совершенно запредельное, то эти схемы отпадают.
Как правильно заметила моя коллега Светлана Воинская, из одних и тех же материалов за одно и то же время можно создать как просто хорошую вещь, так и шедевр, и совершенно понятно, что шедевр не может стоить столько же»,- делится опытом Юлия.
Понятно что база цены – это затраты на материалы и проценты от затрат на инструмент и рекламу и ниже ее опускаться нельзя ни в коем случае. А вот потолок определяется опытным путем, пока покупатель будет чувствовать, что он приобрел больше, чем потратил. Разумеется, важную роль в этом будет играть внешний вид, который можно оценить только тогда, когда работа уже готова.
«Моя аудитория - это молодые девушки и женщины от 20 до 50 лет… хотя, возраст - это не главное. Главное – это то, как они сами себя ощущают. На мастер-классы ко мне вообще приходят «девочки» от 14 до 80 лет. Я очень их люблю, они очень «мои». Так же как я, они не надеются на кого-то, стараются всего добиться самостоятельно, иметь на все свое мнение. Они стараются подчеркнуть свою индивидуальность за счет ярких красок и интересных увлечений. Они интеллектуальны и оптимистичны. Я сразу вижу их на выставках, они не смотрят свысока, но изучают твои работы внимательно. Они могут быть одеты просто, но всегда с изюминкой», - рассказывает Юлия.
По ее словам, самым эффективным ресурсом для продажи работ является Ярмарка Мастеров. Помимо этой известной площадки по продаже хэндмейд-изделий, определенную долю в число продаж приносит и группа Вконтакте.
Самая большая ошибка, по словам мастерицы, это когда тормозишь свою работу, боясь, что сделаешь что-то не так без объективных на то причин. Пусть все вокруг шьют рыжих котов, а вы шейте зеленых! Ну и что, что таких котов не бывает и создатели рыжих котов вас засмеют, но только так вы найдете своего единственного и неповторимого покупателя, которому опостылели рыжие коты, и уже так давно хотелось чуда. Хотелось зеленого кота!
Ручная работа это такая сфера, в которой не нужны сотни одинаковых кукол, игрушек или брошей. Люди, которые готовы покупать ручную работу, ищут необычные оригинальные вещи отличного качества. Дайте им их!
«Совет такой: ничего не бойтесь, экспериментируйте, не стесняйтесь заявить о себе и не ленитесь, любое ваше дело найдет свой отклик, а вот бездействие не даст ничего», - мотивирует Юлия.