Школа журналистики: перспективный бизнес

Чтобы получить качественное, практически ценное журналистское образование, имея которое человек может устроиться на работу и получать зарплату, не обязательно учиться в вузе 6 лет, достаточно закончить обычную Школу журналистики. Опытом открытия школы поделился ее куратор Дмитрий Раимов. Что такое Свободная школа журналистики и какую выгоду можно из нее извлечь — читайте в статье.

«Свободная школа журналистики», Киев
http://journalism.org.ua/

Идея

Свободная школа журналистики — это не государственная образовательная площадка, которая занимается подготовкой кадров для медиа в целом и средств массовой информации в частности. Для широкой аудитории — это программы по работе с текстом. «Проект появился в разговорах с редакторами экономических отделов ряда изданий», — рассказывает Дмитрий.

Школа готовит журналистов, копирайтеров, профильных медийщиков. На базе школы преподают самые яркие звезды медийного бизнеса СНГ. Курc школы — это четырехдневная образовательная программа с лекциями, семинарами и мастер-классами, построенными на реальных проектах. Программа в основном посвящена мастерству работы с текстом, копирайтингу и созданию медиа проектов; кроме того есть дополнения в виде лекций по телевизионному и дикторскому мастерству.

«Самым ответственным элементом программы всегда есть и будет приглашение спикеров. Еще недавно — это казалось невыполнимой задачей. Сейчас же я обленился и активно прошу давать мне рекомендации перед теми, кого хочу пригласить в школу», — рассказывает Дмитрий и уточняет, что теперь, с рекомендациями, все стало гораздо проще.

Прим. ред.: Программа разрабатывается под управлением куратора школы (Дмитрий Раимов) командой преподавателей. Официально Школа журналистики работает второй год.

О регистрации

Проект зарегистрирован через ФОП (физическое лицо). В Украине это делается за несколько часов. «О самых начальных этапах говорить сложно. У нас есть опыт школы политических технологий PolitPR (http://mpmschool. org. ua/) которой уже больше 3 лет. Мы просто использовали ее лекало в организации и рекламе», — говорит Дмитрий.

Развитие проекта

По словам Дмитрия школа стартовала без инвестиций. «Сайт делали за символические деньги и договорились рассчитаться с открытием. Вместо рекламы подтянули партнеров (медийщики, технологи), которые просто размещали о нас анонсы», — уточняет он.

Помещения у школы нет и не планируется. «Мы проводим программы в свободных пространствах (брифинг-залы, презентационные залы отелей и бизнес-центров) и буквально делегируем им ответственность за кофе паузы, обеды, порядок и чистоту. С нами с удовольствием работают. Иногда мы арендуем помещения на финоснове, иногда нам предоставляют помещения на основе других договорённостей.

На всех проектах работает два человека (организационно ведут проекты). Был опыт расширения коллектива. Отказались от больших команд. Я курирую преподавателей и поддерживаю с ними отношения в плане подготовки занятий. Моя коллега ведет наборы студентов, занимается их организацией и всеми текущими вопросами. Маркетингом занимаюсь я», — рассказывает Дмитий.

Продвижение

Стратегия продвижения школы довольно простая. «На неделю расписываем размещения публикаций и активности. Главный инструмент — электронные рассылки и анонсы на сайтах, которые посещает наша аудитория. Исследуем обычно методом научного тыка. Там, где получается — работаем. Где не работает — прекращаем сотрудничество», — говорит Дмитрий.

Для студентов очень привлекательны миссия и цели работы школы. То, как презентуется сама школа и как воспринимаются профессиональной общественностью ее выпускники. Это способствует очень активному продвижению школы, как обучающей структуры и как поставщика хорошо обученных кадров. «Открытость, мобильность, прогрессивность — вот основные принципы школы. у нас они не описаны в программах или постулатах, как в крупных компаниях, которые выходят на IPO. Это просто есть. Как и свободный дух обучения и наставничества.

У школы есть одна стратегическая цель — снабжать все ведущие украинские редакции молодыми кадрами. Чтоб через лет 5 в целом медиа рынок перешел на европейские стандарты качества подачи информации», — уточняет Дмитрий.

Особенности работы школы

Ежегодно школа проводит 4 лектория (каждый лекторий длится 3-4 дня с 9-00 до 22-00). Сейчас есть 3 лектория. Один — по журналистике. Второй — по медиа менеджменту. Третий — по работе с текстом (это больше для маркетологов). В каждом курсе есть обязательный минимум — цикл обязательных лекций для всех. В остальном делается упор на одном из направлений. Конкурс примерно 4 человека на место, желающих тысяча, а принять могут только 400 (это немногим меньше чем было в МГУ в 2012 году на соответствующий курс).

В среднем интенсивный набор на лектории длится 2 недели. «Если больше — мы получаем конкурс 3 человека на место. Это при том, что курс у нас порядка 80 человек, — с гордостью говорит Дмитрий. — Цифры даны с учетом лекториев в Украине и поездок. Пока такая динамика будет сохраняться — проект буду считать успешным. Мы ведем одну линию — свободного обучения от профессионалов. В школе никогда не будет академиков, только практики. И только со статусом — не меньше главного редактора или руководителя медиа холдинга.

Несколько дополнили мы этот принцип после открытия курса по копирайтингу. Тут мы руководствуемся рекомендацией преподавателей школы, когда приглашаем новых экспертов», — уточняет Дмитрий.

Цена вопроса

Стоимость обучения в школе составляет твердых 1600 гривен и меняться не будет в ближайшее время. С такой ценой школа начинала работу в 2010. Цена остается актуальной по нынешнее время и покрывает все затраты.

«Чтоб вы понимали, лекторы не получают гонораров. Выступать в школе раз в год — это признание всем медиа цехом и обществом в целом достоинств и заслуг того человека, которого мы пригласили», — говорит Дмитрий.

В медийной среде есть мнение, что выступить в Свободной школе — это как получить Оскар за свои профессиональные заслуги. Говорят, что преподаватели проходят довольно жесткий отбор, чтобы попасть на лекторий. По официальным данным всего в школе выступают около 30 ТОР-медийщиков.

«Так что программа живет абсолютно за счет взносов слушателей. Не было ни одного минусового проекта», — акцентирует внимание Дмитрий.

Трудоустройство студентов

По внутренней статистике школы, порядка 30% слушателей изъявляют желание пройти стажировку. Порядка 15% остаются в редакциях газет и журналов, где они проходили практику, на продолжительное время, на гонорарной основе или на зарплате. Сейчас более 50 студентов работают в редакциях: это и Forbes, и delo.ua, и Инвест газета.

«После наших заграничных стажировок пока что мало кто остается в зарубежных редакциях (иностранные газеты и журналы которые участвуют в образовательной программе). Это накладно: нужно платить за жилье, питание», — говорит Дмитрий.

Планы

«В планах открыть исследовательский центр медиа проектов и центр инвестирования в start up проекты. Что касается филиалов, то мы отказались от расширения. Слишком накладно возить весь ТОР нашего медиа мира. Мы сделали акцент на Киев — сюда приезжают все. И из Украины, и России, Литвы, Белоруссии. Также мы хотим помогать студентам проходить стажировку в Европе и России: брать на себя затраты на проживание. Возможно в качестве бесплатной поддержки, возможно с постепенным возвратом из зарплаты. Еще будем пробовать такой формат.

Если мы хотим послушать эксперта в другой стране — собираемся и едем к нему. Организационные расходы закрывает на себе Школа. Проезд/проживание — студенты.

Планируем много ездить в Европу, Россию, ОАЭ. В планах — Англия и США. Будем собирать группы и ехать общаться с писателями, журналистами, теле и радио ведущими. В Украине в 2014 году ничего кардинально нового не планируем вводить. Будем улучшать и углублять то, что есть» — улыбается Дмитрий.

Опубликовано: 06.03.2014