Бизнес чистой воды: как построить сеть киосков

Сегодня пить чистую воду стремятся многие. Выбрать подходящее решение несложно: рынок предлагает довольно много различных фильтров, бутилированной воды и тому подобного. Но то, что придумал более десяти лет назад Василий Зонов, стоит особняком. Его сеть киосков по продаже артезианской воды сегодня выросла до 120 киосков в Кирове и представительств в 35 городах России и Украины. Компания ведет переговоры в Казахстаном. Этой весной киоски «Ключ здоровья» появится в Нижнем Новгороде.

Компания «Ключ здоровья», 610046, г. Киров, 2-ой Кирпичный пер., 2а, www.artvoda.com

Компания «Ключ здоровья» существует уже более десяти лет. Если поначалу некоторые кировчане смеялись: «Неужели еще и воздух будем покупать», то сейчас для многих жителей этого города покупка чистой артезианской воды для домашнего хозяйства — хорошая привычка. Главная «фишка» компании — артезианская вода продается в розлив, потому потребителю не обязательно каждый раз платить за тару. Одновременно, понимая социальную значимость своей продукции, компания «Ключ здоровья» старается «держать» цены столько, сколько это возможно.

Как все начиналось

«У меня всегда внутренняя „ломка“, когда надо повышать цену на воду. Терплю до последнего, пока ситуация не станет совсем провальной», — говорит владелец «Ключа здоровья» Василий Зонов. Именно ему в далеком 2001 году пришла идея этого бизнеса.

Бизнесмен несколько лет провел в Чехии, где покупатели вне зависимости от возраста и социального статуса обязательно приобретали в супермаркете бутилированную воду. Василий Зонов смекнул, что скоро интерес к качеству употребляемой воды доберется и до его родного Кирова.

На чем строится ценовая политика

Но Василий Васильевич понимал, что бутилированная вода из магазина по карману далеко не каждому его земляку. Он заметил, что в стоимости такой воды до 85% занимают затраты на бутылки, линии по разливу воды, склады, рекламу и прочее. Предпринимателю пришло решение, которое, казалось бы лежало на поверхности: вода должна быть дешевой, для этого организовать процесс нужно максимально экономично, а чтобы сохранить качество воды, с ней нужно производить минимум операций.

Когда подходящие артезианские скважины были найдены, начались переговоры с городскими властями. Бизнесмен просил администрацию города выделить места под киоски. О финансировании проекта речи не было: запускать его Василий Зонов планировал на свои сбережения. В своем обращении он напомнил городским властям, что в стране с 1998 года действует федеральная программа «Обеспечение населения России питьевой водой». И городские власти неожиданно дали добро.

Как устроены киоски

В результате в Кирове появились первые киоски по розливу воды. Внешне они напоминают ту самую пятилитровую бутыль. Верхняя часть киоска это бак на шесть тонн воды. Вниз жидкость поступает без насосов, просто под действием земного притяжения, стенки бака сделаны из термоизолирующих материалов, благодаря чему вода не нагревается в жару и не замерзает в холода. При этом у покупателя есть возможность приобретать воду в свою тару, тем самым экономя на упаковке.

Как сформировался спрос

Первоначальные вложения в $400 000 окупились менее чем за год. Во многом сказалась авария на местном водопроводе, когда киоски Василия Зонова стали практически альтернативным источником чистой воды для полумиллионного города. Когда аварию устранили, жители города уже поняли преимущества артезианской воды перед водопроводной и стали лояльными клиентами.

Про партнерскую сеть

Изначально Василий Зонов видел перспективу развития аналогичной сети в других городах, но из-за того, что контролировать работу филиалов на большом расстоянии невозможно, отказался от идеи франшизы. Но довольно быстро у компании появились региональные партнеры, которые покупают запатентованные киоски, технологию, необходимую документацию и получают консультационную поддержку. Затем региональному партнеру нужно самостоятельно пробурить скважину, закупить автоцистерны, киоски и получить разрешение на их установку в городе. Первой ласточкой стал бизнесмен из Сыктывкара. Сегодня география «Ключа здоровья» простирается от Уссурийска до Смоленска, партнеры у компании есть и на Украине, годовой оборот превышает 130 млн. руб.

Об автоматизации продаж

В прошлом году в «Ключе здоровья» началась масштабная модернизация. Продавцов в киосках постепенно заменили на вендинговые автоматы. Благодаря этому киоски теперь работают круглосуточно, а «Ключ здоровья» серьезно сэкономил на заработной плате. Вместо 200 киоскеров теперь требуется всего лишь 15 техников, которые следят за автоматами и, при необходимости, ремонтируют их.

Цена вступления в бизнес

По подсчетам Василия Зонова, объем инвестиций в открытие бизнеса составляет около 80 рублей на каждого жителя города. Ставить киоски предприниматель рекомендует из расчета одна точка на 15 тыс. жителей, и увеличивать их число до одного киоска на 2,5 тыс. жителей. Устанавливать киоски необходимо в спальных районах, вблизи домов, но при этом так, чтобы к киоску могла проехать автоцистерна. В среднем окупаемость региональных проектов — год-полтора.

Перспективы развития

Когда его спрашивают о перспективах, Василий Зонов говорит: «Перспективы? Вся Россия. Вода из моды не выйдет никогда, а пока чиновники решают, как сделать коммунальные системы прибыльными, доход моему бизнесу обеспечен». По его словам, артезианские скважины можно бурить по всей европейской территории России, а качество водопроводной воды вызывает все больше и больше нареканий.

Опубликовано: 13.03.2014