Продажа автокосметики: брутально, перспективно, интересно

Вы устали работать на кого-то, хотите заняться собственным бизнесом, но не знаете, с чего начать, и боитесь потерпеть неудачу? Вы не один такой! Многие работают по найму не потому, что им так нравится, а потому, что им не хватает решимости однажды все бросить и начать с нуля. Каждый сам выбирает, рисковать или нет.

Герой нашей сегодняшней публикации ради своего дела продал автомобиль, залез в кредиты и долги перед друзьями, чуть не испортил отношения со своей девушкой, но в итоге добился цели.

Сергей Ковтоногов, руководитель фирмы "АвтоКосметик38" (направление – продажа автохимии и автокосметики), рассказал нам, как он начинал свое дело, как пережил убыточный год, и что позволило ему не впасть в отчаяние в трудные минуты.

«Нужна идея, решимость и уверенность в успехе»

– Сергей, расскажите, чем Вы занимались до того, как открыли "АвтоКосметик38"

– Я больше трех лет проработал на авторынке – сначала был менеджером продаж в одной организации, затем сам заказывал машины из Кореи и продавал их в России. В конце концов, мне это наскучило, и я решил искать что-то другое. Тем более что авторынок отличается нечестной конкуренцией.

– И, тем не менее, Ваш нынешний бизнес тоже связан с автомобилями.

– Да. Но это более честный бизнес. Изначально я обдумывал два варианта: открыть в Иркутске пивной бар или заняться продажей химии для автомобилей. Проанализировав ситуацию на рынке ресторанных услуг, я понял, что он и так уже заполнен. Я решил, что химия для автомобилей – более перспективное занятие: конкуренция хоть и есть, но не отличается высоким уровнем услуг. Изучив этот рынок на западе России, я понял, чего не хватает местным организациям, и решил это учесть в своей компании.

– Многие считают, что бизнес возможен только с большими деньгами и связями. Какое на этот счет Ваше мнение?

– Чтобы начать свое дело, нужна идея, решимость и уверенность в успехе.

"Моя главная ошибка – я искал быстрого заработка"

– С каким начальным капиталом Вы приступили к реализации своей задумки?

– У меня были небольшие сбережения, но их все равно не хватало. Чтобы закупить товар, пришлось продать автомобиль. Так как дело не сразу пошло, через полгода пришлось брать кредит. Иногда занимал деньги у друзей.

– А почему дело "не сразу пошло"?

– Моя главная ошибка – я искал быстрого заработка. Сразу закупил большую партию товара, не выяснив предварительно его востребованность. Это была итальянская химия, дорогая, которую было очень сложно реализовать. Уже прошло два года, а у меня до сих пор есть нераспроданный товар с первой партии. Потом я осознал свою ошибку и начал узнавать предпочтения потребителя. Я ездил по автомойкам, предлагал продукцию разных производителей, таким образом, мне удалось, во-первых, установить личный контакт с руководителями автомоек, во-вторых, понять, какой товар им нужен.

Первый год было очень тяжело, я работал себе в убыток. Мне даже пришлось устроиться торговым представителем в одну фирму, чтобы хоть как-то удержаться на плаву. Своему делу я уделял свободное от работы время, и через полгода – к весне 2012 года – мне удалось добиться кое-каких результатов. За лето 2012 года я завоевал доверие иркутского автомоечного рынка и наладил работу с поставщиками, в сентябре открыл первую торговую точку, в марте 2013 года – вторую. Зимой было небольшое затишье, которое позволило мне проанализировать итоги прошлого года и составить планы на будущее.

"Я не вижу продавцов, я вижу менеджеров по продажам"

– С какими еще трудностями Вы столкнулись в начале пути?

– При регистрации ИП и затем ООО никаких проблем не было, с налоговой инспекцией – тоже, так как у меня хороший бухгалтер. Тяжело с привлечением заинтересованных людей, компаньонов, которые вместе со мной захотели бы развивать это дело. Мне пришлось все делать одному, хотя начинать было бы легче с кем-то. Всегда хотелось бы видеть в своей команде людей работающих в первую очередь не за деньги, а за идею.

– А если говорить о кадрах. Не было, например, проблем с продавцами?

– Я считаю, не бывает плохих продавцов, бывает неправильно выстроенная система взаимодействия руководителя с подчиненными. Руководитель должен уметь мотивировать своих сотрудников на работу, правильно ставить задачи перед ними, вовремя контролировать. И очень важно отношение. Я у себя не вижу продавцов, я вижу менеджеров по продажам. И я спрашиваю с них, как с менеджеров.

– Многие люди, споткнувшись о преграду, не решаются идти дальше. Что Вам помогло перешагнуть через сложности?

Самое главное – поддержка. Бывали такие моменты, когда руки опускались, хотелось все бросить. Как я уже отметил, мне в начале пути очень не хватало надежного партнера. Зато во всех начинаниях меня поддерживают друзья и любимая девушка Лена. Она очень терпеливо отнеслась и к денежным проблемам, и к тому, что я пропадал на работе много времени. Ведь, когда задумываешь какое-то дело, сначала носишься с ним, как с ребенком. Обо всем забываешь. Из-за этого были и ссоры, но по большей части она отнеслась ко всему с пониманием.

"Руководитель должен развиваться"

– Какие изменения в бизнесе произошли в этом году? И какие у Вас дальнейшие планы?

– Кроме того, что мы открыли вторую торговую точку, мы приобрели лицензию на "1С:Битрикс: Управление сайтом – Малый бизнес" и с его помощью создали интернет-магазин. Причем для удобного ведения учета мы интегрировали сайт с сервисом 1СFresh (1С: Предприятие через Интернет), в котором мы ведем учет. Сайт уже работает, первый заказ поступил, кстати, даже не из Иркутска, а из Оренбургской области.

Кроме того, недавно я перешел на 1С:БухОбслуживание в "Форусе". Считаю, что выбрал лучший вариант для организации бухгалтерского учета. И по деньгам выгодно – не нужно держать в штате бухгалтера. И за качество услуг я спокоен, так как бухгалтерская организация несет финансовую ответственность за свою работу, – ей невыгодно допускать ошибки в учете".

В этом году мы будем активно развивать интернет-магазин. Есть еще одно направление, которое мне кажется перспективным – химия для клининга. Сейчас появляется много клининговых компаний, значит, и профессиональные чистящие средства будут востребованы.

О моих личных планах – я хочу доучиться. По первому образованию я инженер, сейчас учусь на юриста. Предпринимателю, я считаю, просто необходимо быть юридически подкованным. Потом думаю походить на тренинги по управлению. Чтобы компания не стояла на месте, должен развиваться, в первую очередь, ее руководитель.

"Я стремлюсь освободить себя от лишней работы"

– А о семье Вы не думали?

– Конечно, я хочу семью, хочу детей. Но пока я много времени уделяю работе. Приходится чем-то жертвовать. Я стремлюсь освободить себя от лишней работы, чтобы было время для семьи и отдыха. Для этого нужно грамотно организовать работу компании. Я делаю определенные шаги в этом направлении.

– Расскажите подробнее, как Вы организовываете работу?

– Во-первых, осенью наша компания перешла с локальной "1С" на облачный сервис 1СFresh. Я очень доволен, что такой сервис существует. С его помощью мы создали единое управление удаленными подразделениями. Соединили основной склад и торговые точки как бы в единую структуру, теперь очень просто вести бухгалтерский учет, контролировать продажи и следить за остатками товара. Мы видим работу подразделений в режиме онлайн.

И сразу решились проблемы с обновлением. Не нужно нанимать программиста, не нужно заводить 1С-сервер для хранения информации. Очень удобно, что все проблемы, возникающие при работе с сервисом, решает команда "1С" и ГК "Форус".

Во-вторых, мы начали использовать еще один хороший инструмент – Битрикс24. Это ресурс, который позволяет общаться с коллегами в режиме онлайн: ставить им рабочие задачи, прописывать сроки их выполнения, проводить собрания, вместе решать какие-то вопросы. При этом не нужно постоянно напоминать о задачах – они все зафиксированы. Мне очень нравится, что мне не нужно постоянно созваниваться с менеджером, я могу поставить ему задачу, а потом проследить, выполнена она или нет. Причем до 12 сотрудников эта программа бесплатна.

– Вы чувствуете себя успешным?

– Пока я чувствую себя уставшим. Успех – это когда ты можешь позволить себе заниматься в рабочее время чем угодно, но при этом держать бизнес под контролем. Мне пока только предстоит этому научиться.

P.S. Благодарим за материал нашего партнера ГК «Форус».

Опубликовано: 26.06.2014