8 499 976-15-11

Мечта флориста – собственный цветочный бутик

Как создать собственный бутик по продаже эксклюзивных букетов, как организовать курсы флористики и как собирать большие группы на мастер-классы, нам рассказала Анастасия Самбурова, владелица цветочного шоурума Фан-Фан Тюльпан.

Фан-Фан Тюльпан, цветочный бутик, школа по обучению флористов, Киев

Идея

Анастасия никогда раньше не занималась флористическим бизнесом. До того, как открыть «Фан-Фан Тюльпан» она работала арт-директором известного в Киеве ресторана «Марио», который находится в роскошном особняке 19 века.

В ресторане часто проходили презентации, свадьбы и частные праздники. Анастасии приходилось заниматься оформлением зала, работать с подрядчиками.

«На протяжении трех лет я организовывала и проводила самые разные мероприятия и поняла, что атмосферу праздника создают именно декор и цветы.

Несколько раз из-за форс-мажоров пришлось заменить флориста и декоратора. И в какой-то из этих моментов мне в голову пришла мысль, что я хочу изучать искусство флористики, что мне нравится работать с цветами и заниматься оформлением залов гораздо больше, чем организовывать сами мероприятия», - рассказывает Анастасия.

Начало проекта

Для того, чтобы мысли обрели материальную форму, Анастасия прошла курс обучения в одной из лучших московских школ флористики «Николь» у Татьяны Тридворновой. По окончании курса Анастасия еще больше утвердилась в мысли, что сделала правильный выбор. Но открывать салон, по ее мнению, все равно было рано. Банально – не хватало опыта.

Чтобы наработать необходимую практику, Анастасия посетила выставки и семинары европейских флористов в Голландии, семинары Моник Ванден Берге и Престона Бейли во Львове, а также мастер-класс Грегара Лерша по цветам и флористическому искусству в Кёкенхофе.

Это что касается флористики. А чтобы получить бизнес-знания, Анастасия закончила курсы MBA в Киево-Могилянской академии: «К созданию собственного бизнеса я подошла очень серьезно, я бы даже сказала фундаментально. Деньги тратила свои, которые копила совсем для других целей. Я поняла, что именно собственный бизнес даст мне все, чего я хочу, а не накопленная сумма в кубышке».

Развитие проекта

Начинался проект «Фан-Фан Тюльпан» с продажи букетов, но очень быстро он перешел на новый уровень, главным образом благодаря бизнес-знаниям, полученным Анастасией перед запуском проекта. Сейчас бутик «Фан-Фан Тюльпан» делает оформление свадеб, праздничных мероприятий, занимается разработкой декораций для fashion-подиумов, оформлением пресс-коференций, интерьеров столичных бутиков, отелей, а также витринистикой. Это далеко не полный список, однако, приоритетным направлением для Анастасии сейчас является обучение будущих флористов.

«Мы продаем не букеты и знания, а настроение нашим клиентам и будущее нашим студентам. Недавно клиент заказал ландыши в разгар осени, нужно было создать букет и отправить его в Израиль. С задачей справились. Так мы работаем всегда», - улыбается Анастасия.

Кадровый вопрос

Как руководитель и работодатель, Анастасия столкнулась с проблемой кадров. «Даже те ребята, которые прошли обучение в столичных школах флористики, к сожалению, не все владеют техникой складывания букетов, не умеют общаться с клиентами, не имеют достаточно знаний для работы. Приходится всех обучать. Иногда мы принимаем людей без опыта работы, но с хорошим эстетически вкусом. Такие сотрудники порой ценнее выпускников модных школ.

При оформлении больших мероприятий мы задействуем от 20 флористов-помощников. Мне очень важно, чтобы люди в моей команде, в том числе и практиканты – точно знали, что они делают. Дисциплина и хорошие практические навыки – это залог успеха проекта. Но именно от меня зависит качество полученных знаний – поэтому я выкладываюсь на все 100%», - говорит Анастасия.

Продвижение

Когда проект достиг определенного уровня, подобралась хорошая команда, Анастасия поняла, что пришло время проводить мастер-классы. Сейчас «Фан-Фан Тюльпан» позиционируется не только как бутик, но и как образовательный проект. Мастер-классы же изначально были прописаны в бизнес-плане как инструмент развития, который обозначил бы переход проекта на новый, более качественный уровень.

Большинство посетителей мастер-классов в «Фан-Фан Тюльпан» – девушки, взрослые женщины, которые решили заняться творчеством. «В последнее время флористикой начали интересоваться и мужчины. Если раньше это профессия считалась не мужественной, то сейчас в век коммерции каждый занимается тем бизнесом, который ему по душе», - говорит Анастасия.

Недавно «фанфаны» запустили сайт, где будущий студент может узнать о каждой ступени курса и выбрать, что ему по душе. «Мы также заботимся о том, чтобы наши студенты прошли хорошую практику на больших объектах (оформление свадеб, сцены, подиумов для украинских дизайнеров одежды). После практической работы (зачастую оформления проходят ночью, с большим объемом работы, четким таймингом и прописанными 15-минутными кофе-брейками) практикант уже с уверенностью может назвать себя помощником флориста. Студенты также могут пройти практику в нашем шоуруме и получить практические знания касательно того, как понимать клиента, как правильно разговаривать с ним и как его слушать.

Ценообразование

Стоимость обучения и практика в «Фан-Фан Тюльпан» стоят от 2 000 до 3 500 грн. В каждой группе от 7 до 12 человек. Анастасия считает, что это оптимальное количество людей в группе для того, чтобы качественно получать знания. Каждый мастер-класс длится от пяти дней до недели, в стоимость входит весь расходный материал, инструменты, видеофильмы и слайд-шоу.

На мастер-классах в бутике рассказывают об истории развития флористики в мире, стилях и классических цветовых комбинациях в разных странах, традициях, приметах, а также о значении цветов. Обучают правильно вести диалог с клиентами, находить сочетания «цена-качество».

«Сейчас многие обучающие проекты уделяют внимание практике и то поверхностно, а клиенты хотят быть уверены, что выбранный букет сможет правильно передать эмоции тому, кому предназначен или что получится именно такой, какой принц Чарльз когда-то подарил на первом свидании Кейт Мидлтон. История, детали создания букетов – все это очень важная коммерческая составляющая бизнеса. Тот, кто в последствии хочет открыть свой бизнес или просто получить место в хорошем салоне – должен отлично владеть как теорией, так и практикой флористики», - уверена Анастасия.

Планы на будущее

«Хочу, чтобы мои студенты были лучшими и получали общемировые знания, в ближайшее время хочу пригласить на мастер-классы несколько европейских флористов, признанных звезд. Возможно, придет время, и я открою школу, которая будет работать параллельно с бутиком, станет отдельной коммерческой единицей», - говорит Анастасия.

Полезный совет

Анастасия советует: «Учитесь, постоянно. Развивайте себя. Пробуйте что-то новое. Не ограничивайтесь полученной профессией. В мире так много интересного!

Перед запуском проекта изучите все аспекты выбранного бизнеса, проанализируйте ситуацию рынка, не стесняйтесь использовать опыт зарубежных коллег, но конечно же со скидкой на наш менталитет.

Опубликовано: 07.08.2014
Подключить 1C:БухОбслуживание