За 6 лет - от стажера до главного бухгалтера и наставника

Я работаю уже шесть лет. Начинала ещё на третьем курсе. У меня образование по специальности «Финансы и кредит», экономист. Уже тогда я понимала: лучше искать работу не после получения диплома, а закрепиться в профессии заранее, ещё во время практики.

Искала осознанно, не просто, где бы «папки перебирать», а именно в сфере бухгалтерии. У нас, как у многих студентов, был день открытых дверей, и фирма «КАМИН» с отделом бухгалтерского обслуживания участвовала. Я запомнила их и уже потом сама нашла контакты кадровика, связалась и предложила себя в качестве стажёра. Приняли меня с полной ответственностью, провели собеседование, спрашивали про навыки.


Заичкина Алена - главный бухгалтер рабочей группы компании 1С:БухОбслуживание.Центр учёта, г. Калуга.



Начинала, конечно, с самого простого, но после каждого выполненного задания спрашивала: «Есть ещё что-то?» — и бралась за новое. Не убегала, как это иногда бывает у студентов, когда «часы пробили — и домой».

Я не думала, что делаю рутинную работу. Я хотела показать, что не боюсь работы, что не ленюсь. В 21 год у тебя нет опыта, есть только энтузиазм. Вот им я и жила.

Я училась в Калуге, в филиале РАНХиГС, направление «Экономика, финансы и кредит». От университета никто не помогал с поиском мест практики, пришлось искать самой. День открытых дверей в «КАМИН» был общим: и для программистов, и для учебного центра, и для бухгалтеров. Я целенаправленно пошла в бухобслуживание.

Из шестнадцати человек в группе только я работаю по профессии. Остальные: кто стюардесса, кто преподаватель, кто ушёл на госслужбу, сменил сферу или продолжил учёбу. Я пыталась рекомендовать это направление и другим, но никто не пошёл. В итоге — я одна в профессии.

Учебная практика длилась полтора месяца, но всё переросло в большее. Когда один из бухгалтеров-операторов ушёл в отпуск, ко мне обратились с вопросом: «Первичку в глаза видела?» Я ответила: «Да, разберусь!» Конечно, что-то приходилось гуглить, но я с энтузиазмом бралась за всё. Официально практика закончилась, документы подписали, но я сама предложила остаться замещать сотрудницу до её возвращения.

Тогда же Лариса Леоновна, мой будущий руководитель, подошла и спросила: «Тебе нравится у нас?». Я в шутку ответила: «Да, так может, возьмёте на работу?». Она посмеялась. А потом, через три недели после окончания практики, звонит: «Лена, не хочешь выйти в пятницу? У нас бухгалтер уволился». И всё. С понедельника я вышла уже на полную ставку.

Совмещать работу с очным обучением тяжело, но возможно, в таком темпе я работала год. Я просто не хотела упускать свой шанс. Работа была по профессии, коллектив хороший. В университете просила понимания по поводу сессий, и многие преподаватели шли навстречу, например, переносили сдачу на субботу. Конечно, были и конфликты, но со временем я поняла, что они тоже были полезны. Научили общаться со взрослыми людьми и отстаивать свою позицию. В итоге получила диплом без троек, только четверки и пятерки.

Тема диплома не пересекалась с работой, но главное, что опыт работы был реальный. А мои одногруппники в тот момент только начинали искать работу.


Изначально я работала оператором. Первый год совмещала работу с учёбой, поэтому карьерного роста не было. А вот после выпуска стала больше вникать в нюансы этой работы. Повлияла и смена главного бухгалтера, она стала моим куратором и очень поддерживала. Давала задачи с перспективой, например, позвонить в налоговую. То есть, приучали меня к общению с контролирующими органами, чтобы не тряслись руки от того, чтобы звонишь инспектору. Или предлагали сделать расчет зарплаты у клиента, какой-нибудь простой, но реальный. И так, шаг за шагом, я росла.

Бухгалтером я стала, когда моя наставница ушла в декрет. Она, кстати, целенаправленно готовила себе преемника и щедро делилась опытом. У нее уже была своя успешная кадровая история — в 24 года стала главным бухгалтером на крупном предприятии. На такой пример стоило равняться.

У многих бухгалтерская профессия ассоциируется с рутиной и скукой, но это заблуждение, особенно в аутсорсе. Здесь ты не просто сидишь с бумагами — ты консультируешь разных предпринимателей, узнаёшь разные бизнес-модели, работаешь с законодательством. Да, есть монотонные участки, но есть и живое общение, и аналитика, и рост. Можно и статьи писать, и методички, и участвовать в каких-то мероприятиях. В аутсорсе задачи очень разноплановые, и это огромный плюс.

Работать только на первичке действительно скучно. А тут у тебя и консультации, и клиенты разного профиля, и рост компетенций. Ты не просто сидишь в одном «ООО «Ромашка», в котором мало что может произойти, а решаешь реальные задачи разного уровня сложности.

Вот сейчас ты занимаешься кадровым учетом у ИП, потом переключился на юрлицо с производством, потом консультируешь по выбору системы налогообложения и т.д. По итогу у тебя уже такая база нарастает, в которой навыков больше, чем у обычного бухгалтера. Чувствуешь, что развиваешься, а не стоишь на месте.

Сначала я стала бухгалтером средней квалификации, на самостоятельном балансе. До этого была бухгалтером-оператором — это пятый разряд. Потом меня повысили до шестого разряда, это уже более квалифицированная позиция: я могла вести кадровый учёт, зарплату, консультировать. А дальше уже идёт позиция главного бухгалтера. Именно тогда я и получила повышение.


Ну, раз я выросла, надо было брать кого-то на моё место, операторов.

Так я начала работу со стажерами. Один — экономист, но был совершенно не готов к профессии. Он, скорее, просто просидел учебные годы, получил диплом, но навыков не имел. К сожалению, даже желания понять, что я говорю, у него не было. Вторая девочка была инициативной, хотела работать, я её обучила, но она ушла по личным причинам. Не сложилось. А третья с нами уже полтора года. У нас с ней выстроились хорошие отношения, она влилась в коллектив и развивается профессионально.

При этом я помнила, как сама была стажером, судила по себе: сначала ты просто слушаешь, потом делаешь ошибки, потом пробуешь снова. И если с третьего раза получилось — отлично. Я понимала это и к своей помощнице относилась с пониманием. Отвечала на вопросы, хвалила за успехи.

Также приучала не бояться звонить клиентам, разговаривать с представителями СФР и ФНС, контролирующими органами, предпринимателями, директорами. Помнить, что ты специалист, ты должна в себя верить. Даже если вдруг ты не знаешь ответ на какой-то вопрос с первого раза, то просто надо грамотно выйти из ситуации и быть готовой к этому.

В рабочей группе сейчас шестнадцать клиентов, пока в основном ИП. Но мы ведём для них и кадровый учёт, и общую систему налогообложения, которая считается самой сложной. Помимо этого, я помогаю с «тяжеловесами», например, есть ООО с оборотом 100 миллионов. До нас они вели учёт «на коленке», а теперь на УСН у них появился НДС. Тут один человек не справится, поэтому я подключаюсь.

Есть ещё фонд калужской благотворительности — такой полностью «белый» бизнес, где всё по закону, обязательный аудит. Интересно смотреть, как работают на практике такие НКО.

Еще я училась и продолжаю это делать. Сначала с помощью своей наставницы, не считая ежегодных сертификатов главбуха и по расчёту зарплаты. Кроме курсов по бухобслуживанию, у нас были дополнительные обучения. Было онлайн-обучение, где мы разбирали методологию и работу в ЗУП. До этого я работала в «1С: Бухгалтерии», а ЗУП изучала отдельно. Это особенно важно для крупных предприятий с большим числом сотрудников и сложностями, вроде исполнительных листов, премий и так далее.

Практические знания остались. Был ещё один курс, но он запомнился меньше, там в основном формат презентаций, тесты. А вот при обучении ЗУП были тонкости: ты был не только расчётчиком, но и администратором, настраивал отчёты, синхронизацию и прочие технические моменты. Это важно, особенно если клиент крупный, с нестандартными случаями — вычеты, гибкие графики, алименты. Во время Covid тоже были нюансы: табели, вакцинация, новые формы.


Ещё пару лет назад я пробовала писать статьи. У нас три фирмы, были сайты, где коллеги публиковали консультации. Я писала на тему самозанятых, нюансов АУСН. Тогда тема только начиналась, и моя статья попала на «Клерк» и «Яндекс.Дзен».

Когда-то, как и все школьники, думала, какие предметы сдавать на ЕГЭ. Я больше математического склада, чем гуманитарного, поэтому искала что-то, связанное с цифрами. И первое, что пришло в голову, это экономисты и бухгалтеры. При поступлении на бюджет помогли баллы по ЕГЭ, по профильной математике.

Обдумывала также вариант менеджмента, но о своем выборе нисколько не жалею. Всё-таки, менеджер — это тот, кто предлагает. А я себя чувствую тем, к кому приходят за консультацией. Я не инициирую контакт, но хорошо разбираюсь в сути вопроса. Менеджер спрашивает: «А вам что-то нужно?» — а я говорю: «Расскажите, что у вас, и я объясню, что делать». Клиентов мне приводят менеджеры, а я уже разбираюсь с конкретной задачей.

Начинайте как можно раньше. Не ждите диплома — ищите практику, стажировку, проявляйте инициативу. Даже если начинаете с «бумажек», делайте это с пользой. Вас заметят. Работайте на репутацию, и она потом начнёт работать на вас. Главное — не бояться пробовать, не бояться ошибаться и обязательно искать себе хорошего наставника.

Анкета соискателя
Заполните анкету, с Вами свяжется и обсудит детали будущий работодатель - партнер 1С:Бухобслуживание
Ваше имя*
Электронная почта*
Телефон*
Город
Учебное заведение, специальность
Год выпуска или курс
О себе
Какая вакансия интересует
Ваша заявка отправлена!