Глава 49.1 об удалённой работе была введена в Трудовой кодекс ещё в 2013 году. На практике далеко не все работодатели воспринимали такой формат трудовых отношений, но всё изменила пандемия коронавируса.
Волей-неволей бизнесу пришлось спешно перенастраивать производственные процессы и разрабатывать нужные документы. Сейчас организация удалённой работы сотрудников не выглядит таким уж сложным делом. Более того, когда COVID-ограничения были сняты, оказалось, что в удалёнке есть свои плюсы, а некоторые работники теперь согласны работать только вне офиса.
Конечно, дистанционная работа подходит далеко не каждой компании. Если организация занята в реальном секторе экономики, если у неё есть автотранспорт, склады, запасы ТМЦ, торговые точки, заведения общепита, то перевести на удалёнку основной персонал просто невозможно. Кроме того, дистанционный формат требует от руководства и от работников особых правил взаимодействия, которые необходимо жёстко соблюдать.
По данным разных социологических исследований в России от 10% до 15% работников заняты только дистанционно, а совмещают удалёнку с периодическим появлением в офисе почти четверть персонала.
Рано или поздно организация дистанционной работы может потребоваться любому работодателю, поэтому стоит знать о плюсах и минусах этого формата трудовых отношений с точки зрения персонала.
Плюсы | Минусы |
---|---|
Можно работать из любого места, где есть интернет | Неумение работать самостоятельно без постоянного контроля руководства |
Экономия денег и времени на дорогу к работе и обратно | Размытие границ между рабочим и личным временем |
Отсутствие дресс-кода и необходимости соблюдать корпоративную культуру | Нехватка живого общения с трудовым коллективом |
Работник более свободен в распоряжении своим временем | Ухудшение здоровья из-за гиподинамии и нарушении режима дня |
Можно совмещать работу с учёбой, уходом за детьми, больными, пожилыми | Отвлекающие бытовые факторы |
Если же говорить об отношении самого бизнеса к удалённой работе, то в качестве плюсов руководители компаний отмечают:
К недостаткам дистанционного формата относят:
В целом, единого отношения к удалёнке нет, однако мало у кого есть сомнения в том, что этот вариант взаимодействия работодателя и работника и дальше будет развиваться.
По ТК РФ дистанционная (удалённая) работа — это выполнение трудовой функции вне места нахождения юрлица или другого рабочего места, прямо или косвенно находящегося под постоянным контролем работодателя.
Обязательным условием при этом является взаимодействие между работодателем и работником через Интернет, каналы информационно-телекоммуникационных сетей или сети связи общего пользования.
На дистанционных работников распространяются все нормы трудового законодательства РФ за некоторыми особенностями. В частности, местом работы признаётся не юридический адрес компании-работодателя, а место фактического выполнения работником трудовых обязанностей.
При этом надо учитывать, что если дистанционный работник находится за пределами РФ, то работодатель по определению не может обеспечить ему безопасные условия труда. Поэтому с такими работниками можно заключать только договоры гражданско-правового характера, а ранее заключенный трудовой договор должен быть расторгнут (письмо Роструда от 09.09.2022 № 14-2/ООГ-5755).
Ещё один важный вопрос — может ли директор работать дистанционно? Трудовой кодекс не запрещает руководителю компании работать в удалённом формате, но здесь есть важный нюанс. Дело в том, что директор — это единоличный исполнительный орган юридического лица. А в соответствии со статьей 54 ГК РФ местонахождение ЕИО является адресом юридического лица и указывается в ЕГРЮЛ.
Если ООО уже зарегистрировано на домашний адрес руководителя, откуда он и работает, ничего делать не надо. Но если компания числится по адресу офисного помещения, а директор там не бывает, то безопаснее внести изменения в ЕГРЮЛ, подав заявление по форме Р13014.
В то же время, если вы гарантированно можете обеспечить получение руководителем официальной корреспонденции, поступившей на офисный адрес, то риск минимален. Само по себе несовпадение юридического и фактического адреса не может быть основанием для исключения ООО из реестра (п. 3.3 письма ФНС России от 09.04.2020 № КВ-4-14/6053@).
При приёме на дистанционную работу кандидат представляет стандартный пакет документов, перечисленных в статье 65 ТК РФ. Встречаться лично работодателю и сотруднику необязательно, можно провести удалённое собеседование через интернет. Трудовой договор подписывают электронными подписями сторон, но если у работника нет ЭЦП, то надо через почту или курьера обменяться бумажными документами.
В трудовом договоре обязательно указывают следующие положения:
Как обычно, издается приказ о приёме на работу, в трудовую книжку заносится соответствующая запись, а сведения о работнике передаются в СФР не позже следующего рабочего дня.
Если на дистанционную работу переводится уже действующий офисный сотрудник, то к его трудовому договору составляется дополнительное соглашение. Но для исключительных ситуаций, перечисленных в статье 312.9 ТК РФ (катастрофы, эпидемии, наводнения, аварии), согласие работника не требуется, и изменения к трудовому договору не оформляются. После прекращения форс-мажорных обстоятельств работник возвращается на своё рабочее место, находящееся на территории работодателя.
Как правило, оформление кадровых документов особых проблем не вызывает, намного сложнее наладить сам процесс. Как организовать удалённую работу? Перед работодателем здесь стоит ряд задач:
Самые популярные мессенджеры, которые давно используются для корпоративного общения, это Skype, WhatsApp, Telegram. У большинства работников здесь уже есть аккаунты, кроме того, они позволяют осуществлять несколько видов коммуникаций: переписку с передачей документов, голосовую связь, видео-звонки. Для групповых встреч чаще всего используют Zoom, Webinar, MSTeams. Кроме того, существуют специализированные программы, которые позволяют не только обеспечить общение команды, но также фиксировать поставленные задачи и контролировать их выполнение.
Однако ни одна техника или программа не будет работать сама по себе, поэтому надо разработать систему встреч и совещаний. В большинстве компаний текущие задачи и процессы обсуждаются на ежедневных планерках, оперативках, летучках, пятиминутках. Более масштабные цели ставят на длительных мероприятиях, к которым сотрудники обычно готовят свои отчёты, презентации, выступления.
Но одной постановки целей и задач тоже недостаточно, организация дистанционной работы требует контрольных мероприятий. Какие принципы здесь стоит внедрять?
Безусловно, координация удалённой работы для разных компаний не может иметь единого сценария. Но если подойти к этому всерьёз, можно получить прекрасные результаты, среди которых сокращение сроков реализации проектов, снижение расходов на командировки, экономия дорогостоящего времени руководства.
Узнайте условия сотрудничества с фирмой 1С. Заполните форму, мы пришлем подборку материалов и перезвоним!