Всё Бухгалтерский сервис Бизнес Персонал

Отмена патента на грузоперевозки

Что делать предпринимателям, как перестроиться бизнесу, какой налоговый режим выбрать? Разберемся, какие изменения планируются в 2026 году

Предприниматели из сферы грузоперевозок часто выбирают для работы режим ПСН. Он популярен из-за простоты и низкого налога, сумма которого не зависит от реально полученного дохода. Однако вскоре такой возможности не будет: в 2026 году ожидается отмена патента на грузоперевозки. Что делать бизнесу в связи с этим? Разберемся, насколько реален этот риск и какие варианты есть у предпринимателей.

Правда ли хотят отменить патент на грузоперевозки?

К сожалению, патент на перевозку грузов автомобильным транспортом действительно планируют отменить. Недавно Правительство внесло в Госдуму большой пакет поправок в НК РФ - законопроект № 1026190-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1026190-8), который уже называют налоговой реформой 2.0. Патентная система не стала исключением – в ней тоже многое может измениться. Вот что заложено в поправки:

  • снижение лимита дохода по ПСН с 60 млн до 10 млн рублей;
  • отмена патентов на грузоперевозки и на розничную торговлю в стационарных объектах;
  • закрепление в НК РФ правила о пересчете стоимости патента при уменьшении физического показателя.

Теперь более подробно о грузоперевозках. Сейчас власти регионов могут вводить у себя такие патенты, поскольку эта деятельность не относится к запрещенной. Все запреты для ПСН перечислены в пункте 6 ст. 346.43 НК РФ. С начала 2026 года туда планируют внести новый подпункт: «оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом». То есть получить в регионе такие патенты с января уже нельзя. Об этом говорится в подпункте «в» пункта 83 ст. 1 законопроекта № 1026190-8.

Одновременно с этим перевозка грузов исчезнет из списка доступных направлений для ПСН, приведенного в пункте 2 ст. 346.43 НК РФ. Сейчас в подпункте 10 этой нормы указана деятельность по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом для ИП, у которых есть собственные или арендованные транспортные средства. Но с января 2026 года подпункт 10 будет признан утратившим силу (пп. «а» п. 83 ст. 1 законопроекта).

Кроме того, в ст. 346.43 НК РФ (подпункт 3) есть определение понятия «транспортное средство» в целях ПСН. Так вот, из него уберут упоминание о грузовиках. Транспортными средствами для патента будут считаться только те, что предназначены для перевозки пассажиров – автобусы любых типов и легковые автомобили.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что отмена патентов на розничные магазины и перевозку грузов, а также снижение лимита дохода на ПСН, вводятся в целях развития микробизнеса и обеспечения конкурентных условий с бизнес-сообществом, достигшим среднего уровня. Власти считают, что ПСН дает грузоперевозчикам явное налоговое преимущество перед другими предпринимателями. Вывод этой сферы из-под патента должен выровнять нагрузку между мелкими и более крупными игроками рынка.

Может ли все остаться по-старому?

Проект закона с изменениями в НК РФ уже утвержден Госдумой в первом чтении. Ко второму чтению, которое назначено на 10.11.2025, в него ожидаются поправки. Известно, что комитет Госдумы по бюджету и налогам в отношении ПСН рекомендовал рассмотреть такие возможности:

  • Оставить патент на розничную торговлю в стационарных объектах для сельских и труднодоступных населенных пунктов.
  • Более плавно вводить новый лимит дохода по патенту – 10 млн рублей. Это значит, может быть определен некий переходный период.

Про патент на грузоперевозки, к сожалению, никаких рекомендаций нет.

Изменения разработаны Правительством, и эффект от их внедрения уже просчитан. Необходимость реформирования налоговой сферы едва ли вызовет сомнения у депутатов Госдумы. Так что с большой долей вероятности патент на грузоперевозки будет отменен. Шанс на то, что все останется как есть, очень и очень скромный. Рассчитывать на это точно не стоит, лучше подготовиться к изменениям, пока еще есть время.

Выбор режима после патента

ИП из сферы грузоперевозки нужно до конца 2025 года определиться, какой налоговый режим выбрать после ПСН. Систем много: УСН и АУСН в двух вариантах, НПД, ОСНО и ЕСХН, но у большинства есть ограничения.

Однако на всех этих режимах нужно платить в бюджет процент от реального дохода. Поэтому о главном преимуществе ПСН – фиксированном размере налога, который известен заранее – придется забыть.

Важно: при выборе новой налоговой системы нужно учесть изменения, которые могут быть внесены в нее с 2026 года. Особенно много их на УСН. Кроме того, примерно вдвое вырастут расходы на работников. Реформа предполагает отмену льготных тарифов страховых взносов для МСП, за исключением ряда сфер. То есть отчисления на страхование нужно будет считать по ставке 30% со всей выплаты.

Упрощенная система

УСН знакома многим ИП на патенте, потому что эти режимы часто совмещают. То есть предприниматель переходит на УСН, а потом покупает патент. Так делают, чтобы в случае «слета» с ПСН оказаться на упрощенке.

УСН есть в двух вариантах:

  • УСН Доходы со ставкой налога 6% со всего дохода, то есть с выручки. Расходы не принимаются в расчет, но налог можно уменьшить за счет взносов за себя и за работников. Считается, что УСН 6% выгоднее применять тем, кто оказывает услуги и выполняет работы, если расходы не превышают 65% от суммы выручки.
  • УСН Доходы минус расходы со ставкой 15% с прибыли, то есть с разницы между доходом и расходами, которые можно учесть (ст. 346.16 НК РФ). Есть также минимальный налог – 1% от дохода. Считается, что этот вариант упрощенки больше подходит для торговли и производства, где высокий уровень доказанных затрат.

Еще на УСН нужно платить НДС. В 2025 году действует освобождение от налога для тех, кто получил доход до 60 млн рублей. Но с 2026 года предусмотрено снижение этого порога до 10 млн рублей. Возможно, изменение не будет резким – введут переходный период. Но в итоге всё равно порог дохода без НДС опустят до 10 млн рублей.

Ставки НДС на УСН с 2026 года:

  • 5% (при доходе от 250 млн рублей – 7%) без возможности вычесть входной НДС;
  • 22% с применением вычета.

Выбрать вариант можно самостоятельно. Ставку 5% (7%) применяют минимум в течение 3 лет, хотя это правило планируется смягчить.

Примечание. Общая ставка НДС с большой долей вероятности вырастет в 2026 году с 20% до 22%.

Если ИП еще не переходил на УСН, то для применения этого режима с января нового года нужно до конца 2025 года направить в ФНС уведомление по форме № 26.2-1.

Автоматизированная УСН

АУСН – это налоговый эксперимент. Он должен продлиться в 2026-2027 годах. Пока менять его параметры не планируют, но гарантировать это невозможно.

АУСН похожа на обычную упрощенку тем, что тоже бывает в двух вариантах:

  • «Доходы» со ставкой 8%.
  • «Доходы минус расходы» со ставкой 20%. Учитываются расходы, которые проходят через ККТ и расчетный счет. Есть минимальный налог – 3% от дохода.

На АУСН много ограничений. Полный их список – в пункте 2 ст. 4 закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, которым регулируется проведение эксперимента. Приведем лишь основные:

  • режим действует не по всей России, хотя уже в большинстве регионов;
  • можно нанять не более 5 работников / исполнителей по гражданско-правовым договорам;
  • зарплату / вознаграждение по ГПД нужно платить только безналом;
  • расчетные счета должны быть открыты строго в уполномоченных банках (https://ausn.nalog.gov.ru/);
  • доход – до 60 млн рублей в год, что гораздо меньше, чем на обычной УСН, но больше, чем будет с 2026 года на патенте.

Основные преимущества АУСН перед другими режимами (с учетом грядущих изменений):

  • Отсутствие НДС. В 2026 году он, скорее всего, не появится. АУСН может стать единственной льготной и при этом относительно универсальной системой для малого бизнеса, на которой при доходе до 60 млн рублей не придется платить НДС.
  • Отсутствие страховых взносов за ИП и за работников, кроме взносов в СФР на травматизм в фиксированной сумме (в 2026 году – 2 970 рублей). При этом пенсионный стаж и баллы накапливаются и у ИП, и у работников. Учитывая, что льготные тарифы взносов для МСП уходят в прошлое, применение АУСН позволит сэкономить 30% от фонда оплаты труда и сумму взносов за ИП.
  • Отсутствие деклараций и многих иных форм отчетности. Есть и другие преимущества (https://ausn.nalog.gov.ru/).

Чтобы перейти на АУСН с начала следующего года, нужно выбрать уполномоченный банк и открыть там счет (если еще не открыт). А затем подать заявление через Личный кабинет ИП или через банк. Срок – до конца 2025 года.

НПД для ИП-одиночек

Если грузоперевозкой занимается сам ИП, а доход не превышает 2,4 млн рублей в год, можно рассмотреть режим НПД. На нем много ограничений, но часть предпринимателей в них впишется.

Режим дает удобные возможности, например, не нужно самому считать налог, вести книгу учета, подавать декларации. Ставки налога: 6% с дохода от организаций / других ИП и 4% – от физических лиц. Расходы не учитываются. Нет обязанности платить страховые взносы, но период применения режима не входит в страховой стаж.

Чтобы перейти на НПД, нужно:

  • зарегистрироваться в приложении ФНС «Мой налог». Оптимально это сделать 1 января 2026 года;
  • в течение 30 дней отказаться от льготного режима, который предприниматель совмещал с патентом (для УСН – форма № 26.2-8, для ЕСХН – форма № 26.1-3).

Если на льготный режим ИП не переходил, достаточно регистрации в «Моем налоге». И в любом случае следует своевременно закрыть все обязательства по прежнему режиму – заплатить за патент, перечислить взносы ИП, подать декларацию по УСН (часто нулевую), если упрощенка применялась вместе с ПСН. Впрочем, это актуально при любом переходе.

Другие режимы

Кратко упомянем об остальных налоговых системах:

  • ЕСХН могут применять только сельхозпроизводители. Поэтому рассматривать этот режим для грузоперевозки смысла нет.
  • ОСНО считается самым сложным и дорогим вариантом. Однако эту систему нельзя сбрасывать со счетов, особенно в новых условиях. Подробно про ОСНО читайте в этой статье, но не забудьте про рост базовой ставки НДС до 22%.

Что нужно сделать до конца 2025 года

Рассчитать налоговую нагрузку. Какой режим будет наиболее приемлемым, покажут только реальные цифры. Возьмите показатели своего бизнеса и рассчитайте суммы налогов и взносов при каждом варианте.

Определиться с системой. На основе расчетов выберите оптимальный режим. Предварительно рекомендуем ознакомиться с особенностями каждого, чтобы точно понимать, что бизнес подходит под условия.

Проанализировать договоры и тарифы. Ваши затраты на обязательные платежи в бюджет возрастут. Придется либо пойти на уменьшение своей прибыли, либо включить повышение налогов в цену услуг. Обсудите новые условия с контрагентами, оформите дополнительные соглашения, а также пересмотрите тарифы для будущих заказов.

Подготовиться к работе в новых условиях. При уплате других налогов появятся новые обязанности. Например, НДС платят каждый месяц и раз в квартал подают декларацию в электронном формате по защищенным каналам. По УСН раз в год представляют декларацию и раз в квартал – уведомление об исчисленных суммах. Убедитесь, что вы знаете такие тонкости и готовы к ним.

Учесть влияние изменений на денежные потоки. Рост налоговой нагрузки и ежемесячные платежи НДС могут временно повлиять на оборотные средства. Спланируйте переходный период и предусмотрите резерв, чтобы не допустить кассовых разрывов.

Обратиться за помощью. Отмена патента для ИП на грузоперевозки может стать испытанием, с которым сложно справиться самостоятельно. Если сомневаетесь в своих силах, воспользуйтесь помощью профессиональных бухгалтеров. Ошибки могут обойтись бизнесу очень дорого.

Доверьте учет своего бизнеса профессиональным бухгалтерам 1С:БухОбслуживание


Верный
шаг к успеху!

1 2 3 ... 10 11
© ООО «Софтехно» Все права защищены.
Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.
Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение Карта сайта
2025 © ООО «Софтехно»