На упрощенной системе есть два разных объекта налогообложения: «Доходы» и «Доходы минус расходы». Доходная упрощенка достаточно проста, но она может оказаться невыгодной, если в вашем бизнесе велика доля расходов.
Вариант «Доходы минус расходы» существенно сложнее, и работать на нем без бухгалтера очень сложно.
О подводных камнях этой системы налогообложения рассказала Лариса Невская — руководитель и методист компании «1С:БухОбслуживание. Авлата».
«Упрощенная система налогообложения Доходы минус расходы — это специальный режим для малого бизнеса. Выгода его в том, что налогоплательщик не платит НДС, налог на прибыль, налог на имущество, однако здесь есть свои исключения.
Так, если налогоплательщик является налоговым агентом по НДС, к примеру, оплатил иностранной организации, то он должен перечислить налог и сдать декларацию. То же самое, если компания на УСН выдала счет-фактуру с НДС. Налог на имущество на упрощенке не платят, но это относится только к тому имуществу, налог по которому рассчитывается по средней годовой стоимости.
На этом режиме меньше отчетности, чем на общей системе налогообложения, и это тоже плюс.
Почему этот режим называется «Доходы минус расходы»? Потому что налог уплачивается с разницы между доходами и расходами. Если у вас в бизнесе высокая доля расходов, как минимум 50% от доходов, и на них есть подтверждающие документы, то стоит присмотреться к этому варианту.
Но нужно учитывать, что стоимость обслуживания этого режима налогообложения значительно выше, чем на УСН Доходы. Сэкономить на бухгалтере, например, с помощью банковского сервиса, здесь не получится.
Для УСН установлены определенные ограничения по видам деятельности. В частности, не могут применять этот режим продавцы и производители ювелирных изделий, частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда, ломбарды, производители акцизных товаров и др.
Но основное ограничение для упрощенной системы — это лимит годового дохода. В 2024 году он составляет 265,8 млн рублей. Другой важный лимит — численность работников (не более 130 человек). Кроме того, надо следить за стоимостью основных средств, которая не должна превышать 150 млн рублей.
Дополнительные условия установлены для компаний. У них не должно быть филиалов и участников-юрлиц с долей свыше 25% уставного капитала.
Новые организации и ИП могут применять этот режим налогообложения с момента создания. Для этого нужно вместе с регистрационными документами либо в течение 30 дней после регистрации подать в налоговую уведомление о переходе на УСН.
Но если вы применяете другой режим налогообложения и хотите перейти на упрощенку или поменять объект налогообложения с «Доходы» на «Доходы минус расходы», то это можно сделать только с 1 января нового года. В таких случаях уведомление о переходе должно быть подано не позже 31 декабря текущего года.
По общему правилу в доходы упрощенца попадают все доходы от реализации и многие внереализационные доходы.
Доходы от реализации — это та выручка, которую вы получаете от реализации товаров, работ, услуг, как собственного производства, так и приобретенных для цели реализации. Сюда же входят доходы от реализации имущественных прав, основных средств и прочего.
Доход может быть выражен как в денежной или натуральной форме, так и в форме взаимозачета. Если вы погасили обязательство своего контрагента в форме взаимозачета, то вы должны тоже поставить это в свой доход.
Что такое внереализационные доходы? Это то, что прямо не связано с деятельностью бизнеса. Например, процент на остаток по расчетному счету, неустойки, штрафы, пени, которые платит ваш контрагент за нарушение договорных условий, возмещение ущерба, если вы получили выплаты по ОСАГО, КАСКО и так далее. Полный перечень смотрите в статье 250 НК РФ.
На этом режиме налогообложения все доходы учитываются кассовым методом, а датой их признания считается дата поступления денежных средств на расчетный счет и в кассу или дата получения имущества. В сумму доходов включается также сумма авансовых платежей и предоплаты. По сути, реализации еще не было, но налог вы уже с этого аванса должны обязательно заплатить.
Расходы при УСН учитывать немного сложнее. Затраты должны быть экономически обоснованы и подтверждены первичными документами (акты, накладные, чеки и др.). Эти документы должны быть получены, а товары, работы, услуги — приняты к учету и использованы по вашему виду экономической деятельности.
Еще одно важное условие — расходы должны входить в специальный закрытый список пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Если конкретных затрат там нет, то и учитывать их при расчете налога нельзя. Например, это относится к представительским расходам, которые учитываются только для бухгалтерского учета, но не для налогового.
Важно, что расходы при УСН для их учета должны быть оплачены, ведь они тоже признаются кассовым методом.
Особым образом учитываются расходы на приобретение товаров для последующей реализации. Они должны быть вами получены, оплачены и реализованы, то есть переданы, покупателю. Причем ждать их оплаты покупателем необязательно.
Свои особенности есть также по основным средствам. Их стоимость на УСН принимается равномерно в течение года приобретения, поэтому в первый же год мы можем списать всю эту сумму.
Очень интересная особенность этого режима — налоговая ставка. Существуют две стандартные ставки:
Кроме того, есть специальные региональные ставки субъектов РФ, которые могут быть снижены до 5%. Например, в Санкт-Петербурге ставка составляет 7%, а в Ленинградской области — 5%.
Учитывайте, что региональные ставки разрешены только для обычного лимита доходов, то есть не более 199,35 млн рублей в год. Если вы перешли этот рубеж или наняли больше 100 работников, то ставка налога во всех регионах составит 20%.
Дополнительная льгота есть у новых ИП, которые по определенным видам деятельности могут воспользоваться налоговыми каникулами с нулевой ставкой. Но в этом вопросе много региональной специфики, потому что право вводить нулевую ставку дано самим субъектам РФ. Какие-то регионы этой возможностью пользуются, а какие-то нет.
Обратите внимание, что налоговые органы быстро выявляют факт регистрации в регионе с пониженной ставкой, при том, что деятельность осуществляется в другом регионе. За это предприниматель может быть привлечен к налоговой и административной ответственности.
Возможно, я вас удивлю, но на этом режиме есть еще одна ставка, которая составляет 1% от полученного дохода. Это так называемый минимальный налог, и его платят, если сумма налога УСН, исчисленная обычным образом, оказывается меньше.
Минимальный налог рассчитывают без учета расходов, хотя, казалось бы, это нарушает правила налогообложения этой системы. Но нет, эта норма установлена пунктом 6 статьи 346.18 НК РФ. Чтобы было понятнее, как считать, покажу расчет налога на примерах.
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | |
Доходы | 20 000 000 | 20 000 000 | 20 000 000 |
Расходы | 16 000 000 | 19 000 000 | 22 000 000 |
Ставка | 15% | 15% | 15% |
Исчисленный налог | 600 000 | 150 000 | 0 |
Минимальный налог | 200 000 | 200 000 | 200 000 |
К уплате | 600 000 | 200 000 | 200 000 |
Доход и налоговая ставка во всех вариантах одинаковы, отличаются только суммы расходов.
В первом варианте налог, рассчитанный обычным образом, то есть с разницы между доходами и расходами, выше, чем минимальный налог. Во втором варианте, наоборот, меньше. А в третьем вообще получен убыток, налог равен нулю, тем не менее все равно придется заплатить.
Правило здесь такое: надо сравнить стандартно рассчитанную сумму налога УСН и минимальный налог, а затем перечислить в бюджет ту сумму, которая больше.
Есть и хорошая новость — если получен убыток, его можно перенести на будущее и уменьшить налог в течение 10 лет, следующих за годом получения убытка. Но здесь важно не менять систему или объект налогообложения на УСН.
Однако если заявленные расходы при УСН слишком велики, как в нашем втором или третьем варианте, то будьте готовы к углубленной камеральной налоговой проверке. ИФНС запросит книгу учета и документы, подтверждающие расходы. Поэтому проверяйте наличие всех документов, отнесение расходов к закрытому перечню статьи 346.16 НК РФ, и к тому, что налоговая может не принять все ваши затраты.
Компании и ИП, которые работают на этом режиме налогообложения, должны сдавать декларацию по упрощенке один раз в год и вести книгу учета доходов и расходов (КУДИР).
Декларацию по УСН компании подают не позже 25 марта, а ИП — не позже 25 апреля года, следующего за отчетным.
КУДИР сдавать никуда не нужно, но вести обязательно, потому что налоговая может затребовать ее во время проверки. Причем это происходит не только при больших расходах за год, но и убытках в какие-то конкретные кварталы, а также случайно, по каким-то алгоритмам. За отсутствие книги можно получить соответствующий штраф.
Конечно, организации и ИП-работодатели на УСН не освобождены от отчетности за работников. Перечень здесь такой же, как на других системах налогообложения:
Документы кадрового учета также обязательны.
Добавлю, что компании на упрощенке обязаны вести бухгалтерский учет и раз в год сдавать бухгалтерскую отчетность, причем только в электронном виде. ИП бухучет не ведут.
Годовой налог на режиме Доходы минус расходы платят один раз — не позже 28 марта для ООО и 28 апреля для ИП.
Но в течение года упрощенцы перечисляют также авансовые платежи по итогу каждого отчетного периода:
Напомню, что в 2024 году организации и ИП рассчитываются с бюджетом через единый налоговый счет (ЕНС), поэтому до перечисления налоговых платежей надо подать уведомление об исчисленных суммах.
Срок подачи уведомления — за три дня до уплаты, то есть 25 марта, апреля, июля, октября. Если вы не подадите уведомления, то даже при наличии положительного сальдо на ЕНС налог не будет списан и вам будут начислены пени.
По итогам года исчисляется налог, из него вычитаются те авансовые платежи, которые перечислены по результатам квартала, полугодия или девяти месяцев. В декларации также указывают минимальный налог, про который мы уже говорили.
Как мы уже выяснили, для работы на УСН важно соблюдать лимиты по доходам, численности работников и стоимости основных средств. И если какое-то из этих значений превышается, налогоплательщик должен перейти на другой налоговый режим, обычно это ОСНО.
Но на общей системе налоговая нагрузка выше, поэтому начинается дробление бизнеса, то есть искусственное перераспределение выручки, имущества или работников среди нескольких организаций или ИП. Вместо одного крупного бизнеса получается несколько мелких, каждый из которых вписывается в лимиты УСН.
Конечно, налоговые органы прекрасно это знают, поэтому легко вычисляют дробление бизнеса, в частности, по таким признакам:
В качестве примера приведу два судебных дела.
В обоих случаях суды признали факты дробления, поскольку компании осуществляли общую экономическую деятельность, имели общих сотрудников и руководителей, а создание нескольких организаций обусловлено уходом от установленных ограничений.
Если налоговая докажет дробление бизнеса, связанное с применением упрощенки, то по итогам налоговой проверки начисляет налоги так, как если бы дробления не было. То есть переводит компании на основную систему налогообложения, пересчитывает НДС, налог на прибыль, НДФЛ (если это ИП), применяет штрафы и пени.
В качестве вывода хочу еще раз сказать, что упрощенная система действительно является выгодным вариантом, но применять ее можно только при соблюдении требований НК РФ. УСН разработана специально для малого бизнеса, поэтому крупные компании не должны на нее рассчитывать".
Доверьте учет своего бизнеса профессиональным бухгалтерам 1С:БухОбслуживание