Обязательная маркировка расширяется на новые группы товаров

07.08.2025

Обязательная маркировка распространяется уже почти на 3 десятка товарных групп, и их число постоянно растет. К системе «Честный знак» подключено более 14 тысяч компаний, из которых 2 тысячи – производители и импортеры. Расскажем про основные изменения в сфере маркировки за последние месяцы, а также про новшества ближайшего времени.

Со 2 июня при регистрации товаров в системе нужно указывать данные разрешительных документов – сертификатов, деклараций и подобных.

С 1 июля началась обязательная маркировка средств по уходу за волосами (шампуни, лосьоны), дезодорантов, пены для бритья и некоторых видов косметики. Также маркировка стала обязательной для производителей и импортеров соусов, специй и суповых заготовок, включая сушеные овощи, готовые супы и бульоны, уксус и продукты для соусов.

С 14 июля стартовал эксперимент по маркировке электронных сигарет, IQOS и аналогичных многоразовых электрических испарительных устройств. Он продлится до 28 февраля 2026 года. QR-коды для участия в этом эксперименте будут предоставляться бесплатно.

В период с 1 июня по 31 августа текущего года проводится эксперимент по маркировке растворимых напитков – чая, кофе и цикория.

С 1 августа начался добровольный эксперимент по маркировке отдельных видов хлопьев, изделий из муки, круп и меда в потребительской упаковке. Этот пилотный проект продлится до 28 февраля 2026 года.

С 1 по 31 августа поставщики и продавцы обязаны промаркировать все немаркированные товары из категорий, введенных с 1 июля, которые были приобретены до 30 июня, и внести сведения в систему.

С 3 августа ужесточена уголовная ответственность за производство и оборот табачной продукции без маркировки. Закон также распространяется на жидкости для вейпов. За изготовление и использование поддельных марок предусмотрено лишение свободы до 8 лет и штраф от 700 тыс. рублей.

Много нового ожидает систему с 1 сентября 2025 года:

  • Производители и импортеры будут обязаны маркировать чай, кофе, некоторые виды сладостей, цемент, гипс, герметики и другие стройматериалы, а также детские игрушки и спортивное питание.
  • При дистанционной продаже маркированных товаров станет обязательной передача уникального идентификатора адреса (по ФИАС).
  • Становится обязательным нанесение двухмерных штрихкодов на остатки ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней. Эта дата переносилась уже трижды и больше переноситься не будет.
  • Вступает в силу закон, который позволит Роскомнадзору блокировать сайты, продающие немаркированные биологически активные добавки (БАД).
  • Ужесточаются правила оборота пива. Система маркировки будет дополнительно проверять содержание разрешительных документов на пиво, сверяя информацию с данными ЕГАИС. Отказ во вводе в оборот будет, если информация о потребительских свойствах в «Честном знаке» не совпадает с данными ЕГАИС.
  • Минсельхоз, Минпромторг и Роспотребнадзор должны направить в Госдуму рекомендации по ужесточению ответственности за продажу фальсифицированной молочной продукции, включая возможное введение оборотных штрафов для производителей. В 2024 году доля фальсификата на молочном рынке составила 5%, и этот показатель снова растет.

До конца 2025 года нас ждут и другие изменения в сфере маркировки. Кроме того, постоянно появляются новые инициативы. Например, теперь Правительство предлагает ввести маркировку детского питания, а также добавить к закодированной информации данные о пищевой ценности продуктов.