Уже
звоним
Правительство работает надо ужесточением контроля в сфере торговли на маркетплейсах. Необходимость этого вызвана массовыми нарушениями. По части одной лишь маркировки одежды и текстиля за 9 месяцев текущего года было выявлено примерно 25 млн нарушений. Большое количество замечаний связано также с продажей молочной продукции, обуви, бутилированной воды и парфюмерии.
Не менее важная группа нарушений – неполная уплата налогов селлерами. Для борьбы с этим в мае 2025 года ФНС совместно с торговыми платформами запустила проект по выявлению случаев дробления. Подразумевается разделение операций между разными налогоплательщиками, что приводит к неправомерному снижению налогов за счет применения льготных режимов.
Пока при выявлении подозрительных признаков маркетплейсы лишь предупреждают селлеров о риске неуплаты налогов, предлагают уточнить декларации и доплатить в бюджет. В перспективе власти планируют наделить площадки полномочиями блокировать товары и услуги нарушителей в поисковой выдаче.
Тем временем Минфин предлагает закрепить правила информационного обмена между площадками и ФНС законодательно, – об этом пишет издание «Ведомости». Направлять информацию маркетплейсы смогут либо через систему налогового мониторинга, если они в нем участвуют, либо через специальные сервисы, которые, судя по всему, еще предстоит разработать.
Если платформа выявит риск нарушения селлером налогового законодательства, она будет обязана сообщить об этом в ФНС в течение 5 дней. Партнера оповестят через личный кабинет. Там же он сможет загрузить документы и разъяснения – они будут переданы в инспекцию в течение одного дня. Если же селлера вызовут в налоговую, площадка должна будет уведомить его об этом в течение двух дней.
Перечень нарушений, условия их наступления, порядок выявления и прочие моменты будет утверждать ФНС.
Еще одна инициатива чиновников – интеграция маркетплейсов с государственными информационными системами. Об этом на недавней пленарной сессии «Экономика доверия: прозрачный цифровой оборот на платформах» заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников. Планируется интегрировать торговые платформы с 10 крупными ГИС, в том числе системами Роспатента, маркировки, Росаккредитации и другими.
Другое направление работы, о котором рассказал Максим Решетников, – борьба с недобросовестными покупателями, злоупотребляющими нормами закона о защите прав потребителей. В обычных магазинах покупатель и продавец контактируют и могут обсудить все возникающие вопросы. А при продаже через маркетплейсы такого контакта нет: покупатель взаимодействует в ПВЗ с посредником, который не всегда заинтересован в результате сделки.
Из-за этого имеют место различные недобросовестные практики покупателей. Селлеры закладывают эти риски в цену, соответственно, она увеличивается. Если подобных действий со стороны потребителей будет меньше, риски селлеров снизятся, и это создаст резерв для уменьшения стоимости товаров, – пояснил глава Минэкономразвития.
Идеи есть и у Минпромторга: там рассматривают новую национальную модель торговли, которая объединит онлайн- и офлайн-ритейл. Ведомство предлагает создать институт саморегулирования с участием торговых сетей, поставщиков, маркетплейсов и госорганов. Он станет площадкой для выработки единых стандартов поведения на рынке и разрешения споров, а также заменит устаревшие механизмы вроде торгового реестра.
Участники рынка получат больше гибкости. Например, маркетплейсам, входящим в одну группу с торговыми сетями, разрешат работать по посредническим договорам при продаже продуктов. А владельцам ПВЗ – сотрудничать с разными площадками. Минпромторг рассчитывает, что эти меры устранят правовые пробелы и упростят регулирование торговли.