Разберем на конкретных примерах, как изменение ставки повлияет на разные категории налогоплательщиков, и какие стратегии помогут бизнесу минимизировать финансовые потери
Одно из положений реформы, которая запланирована на 2026 год – рост основной ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 22%. Мы разобрались, на что повлияет повышение НДС и отразится ли это на малом бизнесе.
Налоговая реформа – это законопроект № 1026190-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1026190-8), который разработало Правительство РФ. Сейчас он проходит рассмотрение в Госдуме. В первом чтении депутаты его уже приняли, второе запланировано на 10 ноября.
Главное новшество в отношении НДС – повышение основной ставки с 20% до 22%. Эта ставка применяется во всех случаях, когда на категорию плательщика, вид товара или услуги не действует пониженная или нулевая ставка.
В этой статье мы показали, как возникает НДС и как он передается между участниками оборота товара. Возьмем тот же пример и посмотрим, что означает повышение НДС для конкретного бизнеса.
В 2025 году владелец розничного магазина Федор закупал тапочки у оптовика. Цена за пару – 96 рублей, в том числе 80 рублей – за товар и 16 рублей – НДС по ставке 20%. Компания Федора платит этот налог и применяет вычет входящего НДС.
Допустим, минимальная оптовая партия тапочек – 100 пар. Ее стоимость – 9 600 рублей, в том числе 1 600 рублей – НДС. К цене пары без налога Федор добавляет свою наценку 20 рублей: 80 + 20 = 100 рублей.
Исходящий НДС Федора по ставке 20%: 100 × 20% = 20 рублей. Этот НДС он включает в цену, поэтому пара тапочек в магазине стоит 100 + 20 = 120 рублей.
С каждой партии Федор получает выручку: 120 × 100 = 12 000 рублей, в том числе исходящий НДС – 20 × 100 = 2 000 рублей.
НДС к уплате с партии товара, то есть разница между входящим и исходящим налогом: 2 000 – 1 600 = 400 рублей.
Посчитаем прибыль Федора. Для этого из выручки вычтем НДС к уплате и себестоимость (в данном случае – цену приобретения у оптовика). Итого с каждой партии в 100 пар тапочек прибыль Федора в 2025 году составила: 12 000 – 400 – 9 600 = 2 000 рублей.
Ставка НДС выросла с 20% до 22%, и контрагенты в цепочке включили этот рост в цены. Они выросли примерно на 2%. Теперь 100 пар тех же тапочек обходятся Федору в 9 800 рублей, в том числе стоимость без НДС – 8 033 рублей (80,33 рублей за пару), а сумма входящего НДС – 1 767 рублей.
Чтобы по-прежнему получать прибыль 20 рублей с пары или 2 000 рублей с партии, Федору нужно включить подросший НДС в розничную цену. Рассчитаем, какой она будет:
Теперь определим налог:
Убедимся, что прибыль Федора с каждой партии осталась неизменной: 12 240 – 440 – 9 800 = 2 000 рублей.
Итак, сумма НДС к уплате выросла на 10%, но прибыль бизнеса не изменилась, ведь рост налога включен в цену товара. Однако поскольку розничная цена была повышена на 2%, есть риск, что снизится объем продаж.
Альтернативный вариант: оставить прежнюю цену, чтобы сохранить покупателей. Но тогда снизится прибыль, ведь затраты возросли.
Если Федор не будет поднимать розничную цену, за 100 пар он выручит 12 000 рублей (включая НДС), как и прежде. Но сумма налога будет уже иной, ведь ставка выросла до 22%. В этом случае для выделения НДС нужно применить расчетную ставку 22/122. Рассчитаем налог и прибыль:
Итак, если Федор не будет поднимать цену тапочек, его прибыль упадет примерно на 10%: (2 000 – 1 803) / 2 000 × 100% = 9,85%. При этом сумма НДС к уплате даже немного снизится по сравнению с 2025 годом – с 400 до 397 рублей.
Рассмотрим, чем грозит повышение НДС до 22% бизнесу Ивана, который применяет УСН. Он использует освобождение от налога на добавленную стоимость, так как его доход ниже порогового значения. Иван покупает тапочки у того же оптовика и на тех же условиях, что и Федор.
В 2025 году Иван платил за пару тапочек 96 рублей, а за партию – 9 600 рублей, включая НДС – 1 600 рублей. Поскольку он работает без НДС, вычет налога не применяет. Себестоимость партии тапочек для Ивана равна 9 600 рублей.
Иван делает наценку 20 рублей на пару: 96 + 20 = 116 рублей – это розничная цена пары.
За партию из 100 пар он выручает 11 600 рублей. Прибыль – это доход минус расходы. Прибыль Ивана с партии тапочек в 2025 году такая: 11 600 – 9 600 = 2 000 рублей.
После повышения ставки НДС партия в 100 пар тапочек обойдется Ивану в 9 800 рублей. Его прибыль снизится: 11 600 – 9 800 = 1 800 рублей – столько он получит с продажи одной партии.
Чтобы обеспечить прежнюю прибыль – 2 000 рублей с партии – Ивану придется повысить розничную цену пары. Новая цена будет такой: (9 800 + 2 000) / 100 = 118 рублей за одну пару. Получается, что цену нужно поднять минимум на 1,7%: (118 – 116) / 116 × 100 % = 1,7%. А это и есть примерно 2%.
Итак, у неплательщика НДС из-за повышения ставки налога увеличиваются расходы на оплату контрагентам. Ведь они, в свою очередь, закладывают это в стоимость своих товаров и услуг. Выбор тот же, что и у плательщиков НДС: поднимать цены примерно на 2% или принять факт снижения прибыли.
У бизнеса на УСН, который применяет льготные ставки НДС 5% или 7%, нет права на вычет входящего налога. Вся стоимость товара – это расходы. При этом с суммы реализации нужно платить НДС.
Рассмотрим пример Петра, который применяет УСН и платит НДС по ставке 5%. Условия задачи не меняем – тапочки приобретаются у того же оптовика по 100 пар.
В 2025 году Петр покупал пару за 96 рублей, а партию – за 9 600 рублей, в том числе НДС – 1 600 рублей. Но вычесть входящий налог нельзя, поэтому себестоимость партии составляла 9 600 рублей. Петр также делает наценку 20 рублей на пару.
Рассчитаем показатели:
Теперь партия в 100 пар тапочек стоит 9 800 рублей, по 98 рублей за пару. При той же наценке стоимость пары равна: 98 + 20 = 118 рублей. Определим показатели:
Конечно, Петр не обязан повышать розничные цены, а может смириться с уменьшением прибыли. Вот сколько он получит, если не будет включать рост ставки НДС в цену:
Итак, хотя изменится только основная ставка, ощутят это и плательщики УСН, выбравшие льготную ставку НДС 5% (7%). Их расходы также увеличатся.
Наши условные примеры показывают, что повышение НДС в 2026 году в России отразится на всех. Ведь большинство поставщиков включат возросший налог в цену своих товаров и услуг. Затраты бизнеса возрастут. Многим не останется ничего другого, кроме как поднимать собственные цены.
Другой путь – поступиться частью прибыли. Это может быть приемлемым вариантом, если важно не растерять покупателей. Но если у товара невысокая прибыльность (маржинальность), каждый процент на счету. Повышение НДС способно «съесть» значимую долю прибыли.
Рассматривать рост ставки НДС нельзя отдельно от остальных поправок, а их в проекте немало. Влияние реформы на бизнес будет комплексным.
Например, для плательщиков УСН запланировано снижение лимита дохода для освобождения от НДС с 60 до 10 млн рублей. Также до 10 млн рублей будет снижен предельный доход по патентной системе. Возможно, эти лимиты опустят постепенно – такая поправка может быть внесена в законопроект ко второму чтению. Но все же это неизбежно.
Соответственно, многие бизнесы потеряют освобождение от УСН, а ИП – право на патент. МСП будут вынуждены переходить на иные режимы, где придется платить НДС. Исключение составляют АУСН и НПД, но из-за ограничений они подходят не всем.
Так что в 2026 году платить НДС станут гораздо больше компаний малого и среднего бизнеса. Безусловно, это не может не сказаться на ценах. Поставщики заложат в них новые расходы и риски. К тому же вырастут и косвенные издержки: на бухгалтерию, ПО и сервисы, адаптацию договоров и прайс-листов. Поэтому на практике увеличение цен может быть заметно выше, чем те самые 2%.
Чтобы повышение НДС до 22 процентов не стало шоком, бизнесу нужно сделать несколько шагов:
Доверьте учет своего бизнеса профессиональным бухгалтерам 1С:БухОбслуживание