">
О том, как вести учет доходов, полученных в онлайн-продажах на маркетплейсах, расскажут специалисты компании "Альфа-бухгалтер"
Маркетплейсы ежедневно привлекают миллионы покупателей, и игнорировать этот канал продаж не стоит.
Специалисты компании «Альфа-бухгалтер» имеют большой опыт обслуживания клиентов, торгующих на маркетплейсах, поэтому могут со знанием дела рассказать о том, как вести учет доходов, полученных в онлайн-продажах.
Статья подготовлена по материалам вебинара, который провели Золотенкова Евгения — главный бухгалтер рабочей группы «1С:БухОбслуживание.Альфа-бухгалтер» и Кашин Владислав — ведущий специалист ГК «Альфа Софт» из г. Сочи.
Компания является партнером «1С:БО» с 2014 года. На обслуживании 300+ клиентов.
Маркетплейс — это платформа для онлайн-торговли, где продавцы могут продавать свои товары и услуги, а покупатели их приобретать. Маркетплейсы существуют довольно давно, но особенно активно они вошли в нашу жизнь в период пандемии. Эти торговые площадки хорошо закрепились на рынке, и продолжают развиваться дальше.
Перечислим основные плюсы торговли на маркетплейсах.
Конечно, среди продавцов маркетплейсов существует высокая конкуренция. Но хотим мы этого или нет, всё больше покупателей выбирают для покупок именно онлайн-площадки, а не обычные торговые точки.
Налоговая нагрузка, то есть размер обязательных платежей в бюджет, зависит от того, на какой системе налогообложения работает продавец.
В России есть несколько налоговых режимов, но при торговле на маркетплейсах можно применять только ОСН (общая система) или УСН (упрощенная система). С 2025 года продавцы смогут выбирать еще и АУСН (автоматизированная упрощенка), но пока этот режим является экспериментальным в нескольких регионах РФ, и у него больше ограничений, чем на обычной УСН.
ПСН при торговле на маркетплейсах применять нельзя, потому что здесь отсутствует само понятие торгового зала или торгового объекта, на который оформляют патент.
Таким образом, выбор остается небольшой: ОСН или один из вариантов УСН (Доходы или Доходы минус расходы).
На основной системе налогообложения подробно останавливаться не будем, потому что она не очень выгодна для бизнеса. Если кратко: на ОСН надо платить 20% НДС плюс налог на прибыль (ставка 20%, а с 2025 года — 25%) или НДФЛ для ИП (ставка от 13%).
Применять общую систему можно, если торговля на маркетплейсах не является основным видом вашей деятельности. Например, вы занимаетесь оптом, но хотите выйти в розницу с каким-то определенным товаром. Все маркетплейсы работают с НДС.
Большинство продавцов на торговых площадках выбирают упрощенное налогообложение, которое имеет свои ограничения по годовому доходу. В 2025 году условия применения УСН существенно изменятся.
С одной стороны, вырастет лимит доходов — до 450 млн рублей в год. Но с другой — при доходах свыше 60 млн рублей появится обязанность платить НДС по разным ставкам (от 5% до 20%). При этом на пониженных ставках (5% и 7%) нельзя будет учитывать входящий налог.
С учетом сказанного окончательный выбор системы налогообложения на маркетплейсе можно сделать только после индивидуального расчета, конкретно для определенного продавца. Тем не менее, общие закономерности тоже есть, рассмотрим их подробнее.
Кроме налогов, на обоих вариантах УСН надо платить страховые взносы. Индивидуальные предприниматели перечисляют за себя фиксированную сумму:
Дополнительно, с дохода свыше 300 000 рублей, рассчитывают 1% дополнительный взнос на пенсионное страхование ИП. Этот дополнительный взнос надо заплатить до 1 июля следующего года.
Рассмотрим такой условный пример:
Какой будет разница в налоговой нагрузке в зависимости от варианта УСН, наличия либо отсутствия работников, организационно-правовой формы?
Дополнительные вводные:
Сначала сравним налоговую нагрузку для предпринимателей без работников на УСН Доходы и УСН Доходы минус расходы.
УСН Доходы для ИП без работников |
УСН Доходы минус расходы для ИП без работников |
---|---|
Налог по ставке 6% от дохода: 5 000 000 * 6% = 300 000 рублей. Взносы ИП за себя: 49 500 + 5 500 = 55 000 рублей. Налог к уплате: 300 000 — 55 000 = 245 000 рублей. |
Налог по ставке 15% с разницы между доходами и расходами: (5 000 000 — 3 500 000 — 500 000 — 100 000 — 100 000 — 55 000) * 15% = 111 750 рублей.
Налог к уплате: 111 750 рублей. |
Теперь сравним налоговую нагрузку при наличии работников, за которых ИП заплатил 80 000 рублей взносов.
УСН Доходы для ИП с работниками |
УСН Доходы минус расходы для ИП с работниками |
---|---|
Налог по ставке 6% от дохода: 5 000 000 * 6% = 300 000 рублей. Взносы ИП за себя: 49 500 + 5 500 = 55 000 рублей. Взносы за работников: 80 000 рублей. Налог к уплате: 300 000 — 55 000 — 80 000 рублей = 165 000 рублей. |
Налог по ставке 15% с разницы между доходами и расходами: (5 000 000 — 3 500 000 — 500 000 — 100 000 — 100 000 — 55 000 — 80 000) * 15% = 99 750 рублей.
Налог к уплате: 99 750 рублей. |
ООО само за себя или за учредителей, которые не являются работниками, страховые взносы не платит, поэтому фиксированной суммы (55 тысяч рублей, которые должен платить за себя ИП) в расчетах для юридических лиц нет.
УСН Доходы для ООО |
УСН Доходы минус расходы для ООО |
---|---|
Налог по ставке 6% от дохода: 5 000 000 * 6% = 300 000 рублей. Взносы за работников: 80 000 рублей. Налог к уплате: 300 000 — 80 000 рублей = 220 000 рублей. |
Налог по ставке 15% с разницы между доходами и расходами: (5 000 000 — 3 500 000 — 500 000 — 100 000 — 100 000 — 80 000) * 15% = 108 000 рублей. Налог к уплате: 108 000 рублей. |
Обратите внимание, что мы сравниваем только налоги, а не все расходы бизнеса. При наличии работников к расходам добавится также зарплата и страховые взносы.
Как видим, примеры показывают важность расчета налоговой нагрузки, ведь платежи в бюджет при разных вводных значительно отличаются.
Но ведение бухгалтерии на маркетплейсах не ограничивается только этим первоначальным расчетом. Продавцу надо контролировать денежные потоки и разбираться в отчетах торговой площадки, даже если он применяет УСН Доходы без подтверждающих документов.
Учитывайте также, что деньги от продаж на расчетный счет приходят не сразу, а в оговоренные договором с площадкой сроки, и эти поступления тоже надо отслеживать.
Если продавец — юридическое лицо, то он должен не только рассчитывать налоги на основании отчетов маркетплейса, но также вести бухгалтерский учет и сдавать годовой баланс. А все работодатели, то есть ООО и ИП с работниками, отчитываются еще и за застрахованных лиц — минимум раз в квартал по нескольким отчетным формам.
Поэтому вопрос, как вести бухгалтерию при работе на маркетплейсах, не имеет простого ответа. Этим действительно должен заниматься специалист в учете либо аутсорсинговая компания.
Исключение составляют разве что ИП без работников на УСН Доходы, которые готовы самостоятельно анализировать отчеты маркетплейса и вести книгу учета, на основании которой составляется налоговая декларация. Но это отнимает время, которое предпринимателю стоит потратить на развитие бизнеса.
Для наглядности покажем отчеты о продажах от самых крупных маркетплейсов, которые получают продавцы.
Это пример отчет от Озона, который предоставляется ежемесячно. Для определения суммы налогооблагаемого дохода необходимо сложить итоговые строчки по столбцам 5 и 6 и отнять от них итоговые строчки по столбцам 13 и 14.
Отчет от Вайлдберриз предоставляется еженедельно. Он имеет такую форму.
Маркетплейсы могут также самостоятельно выкупить товар у продавца, в таком случае они высылают уведомление о выкупе. Вот как этот документ выглядит у Вайлдберриз.
Налогооблагаемым доходом здесь будет сумма выкупа.
Самый необычный отчет формирует ЯндексМаркет. Минфин даже дал по нему рекомендации для корректного расчета дохода.
Товар, который продавец выставил на маркетплейс, может быть реализован не только в России, но и в странах ЕАЭС. В Евразийский союз входят Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. Отключить эту функцию на маркетплейсах нельзя, потому что площадки не хотят ограничивать свою аудиторию.
По факту реализации товаров в эти страны, а также при закупке товаров из этих стран, продавцу нужно ежемесячно сдавать специальную статистическую форму учета перемещения товара.
Отчет сдается на портале Федеральной налоговой службы, где продавец должен зарегистрировать личный кабинет участника ВЭД. Это можно сделать с помощью электронно-цифровой подписи или с подтверждением через Госуслуги.
Маркетплейс не предупреждает продавца, что реализовал товар в страны ЕАЭС, поэтому нужно следить за этим самостоятельно. В личном кабинете продавца надо сделать фильтр по городам или регионам доставки. И если были продажи за границы РФ, необходимо отчитаться перед таможней.
Пока что Вайлдберриз сам предоставляет отчеты и не просит об этом селлеров, но ситуация может изменится, поэтому надо следить за изменениями условий работы на этой площадке.
Что касается Озона, то сейчас он торгует только с Беларусью и Казахстаном, но отчеты должен сдавать сам продавец.
За нарушение этой обязанности может быть наложен штраф: от 10 до 15 тысяч рублей для должностных лиц (в том числе, ИП) и от 20 до 50 тысяч рублей для юрлица. За повторное нарушение штраф выше: от 20 до 30 тысяч рублей и от 50 до 100 тысяч рублей соответственно. Если форма сдана с ошибками, то продавец получит уведомление о этом. На исправление данных дается 10 дней.
Работа с маркетплейсами станет проще, если для этого воспользоваться программами 1С. Расскажем об этом на примере площадки Яндекс.Маркет.
Яндекс.Маркет способен обмениваться данными с 1С по нескольким основным моделям склада: FBI, FBS и экспресс.
После того, как вы закончите обработку обмена с Яндекс.Маркетом, необходимо указать ID вашего склада и его модель взаимодействия. Добавление товара в Яндекс.Маркет происходит достаточно просто.
Для того, чтобы добавить товары в обработку, необходимо нажать кнопку «Добавить». Если у товара есть характеристики, то их также нужно указать. Данные товара в карточке заполняются по карточке номенклатуры, взятой из 1С. Товары на Яндекс.Маркете, идентифицируются и связываются с товарами 1С с помощью SKU кода.
Этот код является идентификатором в товарной системе, параметр является обязательным и уникальным для каждого товара. Если вы не знаете SKU код товара на маркете, можно получить нужную информацию по кнопке «Добавить данный товар».
Передача товара на сайт происходит в одно нажатие по кнопке «Выгрузить товарный каталог, обновить состояния».
На подтверждение данных предоставляется до одного рабочего дня. Для товаров, прошедших модерацию, будет установлено отдельный статус, называется «Модерация проведена».
Чтобы проверить, появились ли товары в вашем магазине на Яндекс.Маркете, необходимо включить их в ассортимент в личном кабинете маркетплейса.
При синхронизации из 1С сразу передаются параметры размещения в магазине, которые были указаны у вас на вкладке «Склад». Как только маркет получит параметры размещения, он сразу добавит товар в соответствующий магазин.
Доверьте учет своего бизнеса профессиональным бухгалтерам 1С:БухОбслуживание