На каждом этапе роста бухгалтерской компании возникают свои задачи, которые требуют определенных способов решения.
Какие вызовы для бизнеса и собственника возникают, когда на регулярном обслуживании 200+ клиентов, рассказал Артем Туровец — основатель «1С:БухОбслуживание.Небо», г.Казань.
Мы пришли в сеть «1С:БухОбслуживание» в 2015 году с пулом 50 действующих клиентов. В 2023 году у нас был уже стабильный, хороший, устойчивый бизнес, обслуживали 213 клиентов.
Структура компании была такой:
В масштабах обслуживания 200-210 клиентов мы работали предыдущие 2-3 года. Отрабатывали естественную миграцию клиентов — кто-то приходил, кто-то отваливался, средний чек и маржинальность потихоньку росли, и ничего не предвещало...
Всё изменилось после перехода на ЕНС. Это коснулось всего бизнеса, потому что взаимодействие с налоговой очень сильно усложнилось. Соответственно, вырос спрос на бухгалтерские услуги.
В тот момент, из-за роста спроса, мы увеличили штат менеджеров по продажам до двух человек, взяли второго менеджера по работе с клиентами, расширили состав рабочих групп бухгалтеров. К ноябрю 2024 года количество клиентов выросло до 280, штат увеличился до 19 человек (из которых 14 человек — бухгалтеры). Оглядываясь назад, могу сказать, что рост от 210 к 280 клиентам — это не то же самое, что рост от 100 к 180. Цифры похожие, а проблемы разные.
Я провел большое количество внедрений УФА у партнеров в разных форматах, собрал определенную статистику. Поэтому могу рассказать про переходный период к 200+ клиентам как на собственном опыте, так и на основании наблюдений за партнерами сети.
Давайте посмотрим, как меняются запросы и проблемы у партнеров в плане их роста с начала бизнеса.
Для этого предлагаю условно разделить всех партнеров по количеству клиентов на три группы: до 50, от 50 до 200 и 200+. Конечно, цифры условные, и могут быть другими, но мне кажется удобной именно такая классификация.
Какие проблемы больше всего волнуют партнеров, у которых до 50 клиентов?
Что делать на этом этапе?
Следующий этап развития наступает, когда мы уже набрали какую-то клиентскую базу, построили продажи и продолжаем наращивать количество клиентов на обслуживании.
Здесь у нас остро встает проблема прибыльности. Есть клиентский поток, база клиентов, штат сотрудников, но при этом рабочие группы перегружены, а на открытие новой рабочей группы денег не хватает.
С продажами проблем, как правило, нет. Зато начинаются проблемы с кадрами: сотрудников становится больше, кто-то уходит в декрет, вакансии закрыть сложно, потому что сейчас рынок кандидатов.
Как решать эти задачи?
С проблемами этого этапа мы столкнулись только в текущем году, так что информация из первых рук и абсолютно актуальная.
Сначала мы пробовали решать эти проблемы «в лоб», но оказалось, что первая идея — всегда неправильная.
В отношении разницы подходов к продажам и обслуживанию пытались оставить всё, как есть. Думали, как-нибудь само у нас образуется, ребята между собой договорятся. Не договорятся, у них есть своя работа, которую каждый понимает по-своему. Вторая крайность — загнать сотрудников в жесткие рамки, сказать, что есть регламент, который мы разработали, и его надо выполнять. Но эта история сразу убивает инициативу и вовлеченность сотрудников.
По продажам были варианты: выключить «краник продаж» или отдавать клиентов партнерам. Пришли к выводу, что продажи — процесс очень инерционный, и если мы выключим лидогенерацию, то включить ее обратно сможем, в лучшем случае, за полгода. Передача же «лишних» клиентов меняет наш профиль, мы все-таки бухгалтерская компания, а не продавец лидов.
Еще один не очень успешный опыт — перевести оргструктуру на компетенции, в частности, выделить зарплатчика, то есть специалиста-бухгалтера, который занимается только зарплатой и кадрами. Причем сотрудник с этой работой справлялся хорошо, нареканий от клиентов не было. Но мы получили интересную обратную связь от главных бухгалтеров: вы у нас зарплату забрали, а в этой сфере так всё меняется, что через год мы ничего понимать не будем.
Что, в итоге, мы сделали?
Расскажу про совещания. Собираемся всегда по средам в 10.00. Повестка у нас такая:
Совещание у нас занимает от 10 минут до полутора часов, как правило, это 15-20 минут на всю повестку. Не проводим только во второй половине отчетных месяцев, когда бухгалтерам надо делать отчетность, — в эти дни им просто не до совещаний.
Хочу также рассказать о принципах, которые мы используем в своей работе. Они доведены до каждого сотрудника и помогают принимать решения в любых вопросах деятельности, особенно когда некого спросить.
Надо ли готовить себя к переходу в «высшую лигу», когда у тебя всего несколько клиентов? Я часто задаю себе этот вопрос — стоило ли делать 5 лет назад то, что мы делаем сейчас? Ответы, как всегда, неоднозначные.
Что точно стоит делать?
Вот чего делать нет смысла, так это подробно регламентировать все процессы. Потому что пока бизнес дорастет до 200+, всё много раз поменяется. Поменяется клиент, поменяется рынок. Поменяетесь и вы сами, на самом деле. Читая свои старые регламенты, вы будете удивляться, кто это вообще написал.
А еще не надо добиваться идеальной картинки в учете рабочего времени ни сейчас, ни потом. Перфекционизм здесь не совсем уместен. Достаточно вести 8 часов в день и аккуратно разносить их по клиентам.
Узнайте условия сотрудничества с фирмой 1С. Заполните форму, мы пришлем подборку материалов и перезвоним!