Начиная бизнес по бухгалтерскому обслуживанию, нужно понимать, какую роль вы планируете выполнять в своей компании. На первом этапе вы и собственник, и руководитель, и главный бухгалтер, и менеджер по продажам, и менеджер по работе с клиентом, и сисадмин.
Но такая многозадачность еще не означает высокой эффективности компании. Стоит ли быть «белкой в колесе», или есть другие подходы к организации бухгалтерского бизнеса? Как собственнику компании перестать работать главным бухгалтером? И возможно ли это?
На эти вопросы ответила собственник компании «1С:БухОбслуживание.ФинБизнес» Виктория Яковлева.
Опыт Виктории особенно интересен, потому что она успешно совмещает бухгалтерский бизнес с другими направлениями.
Одно из них — отдых в самоходных отелях на воде (в Хаусботах).
«Наша компания работает с 2012 года, сейчас у нас 7 сотрудников, обслуживаем 98 клиентов. Я — серийный предприниматель, но все-таки бухгалтерские услуги для меня основной бизнес и самый любимый. У нас индивидуальный подход к клиентам, нет конвейера, каких-то типовых операций. Мы стараемся отработать все запросы клиентов, даже если это непросто.
Когда я открывала компанию, то совмещала в одном лице все роли: и продажника, и директора, и бухгалтера, и менеджера по работе с клиентами. И хочу сказать, что получается это очень плохо.
Ты нигде не специалист, всего по чуть-чуть. Те люди, которые занимаются 8 часов одним и тем же делом, например, менеджер по продажам, намного успешнее, чем вы, когда занимаетесь всем подряд по остаточному принципу. Мне самой, как бывшему главбуху, очень нравится работать в 1С. Но это не моя функция, мне там вообще нельзя быть.
Считаю, что очень важно понимать, чем должен заниматься руководитель, и отделять его функционал от обязанностей главного бухгалтера. Руководитель выполняет разные функции. Базовые — это планирование; мотивация; организация и контроль. Дополнительно можно заниматься также поиском идей или текучкой.
Руководителям нужны три группы навыков: технические, концептуальные и межличностные. Имея долгий опыт работы главным бухгалтером, важно участвовать только в качестве эксперта для разбора кейсов клиентов, не втягиваясь в работу главбуха рабочей группы.
Опыт руководителя не означает, что вы должны быть экспертом в любом деле, которым занимается ваша команда. Быть опытным управленцем — уметь разбираться в работе настолько хорошо, чтобы принимать уверенные решения и смело задавать вопросы, если вы что-то не понимаете.
Ответственность роли руководителя:
Функции руководителя:
Функционал главного бухгалтера РГ — это планирование, сотрудники, организация рабочего процесса. И руководителю надо не выходить в ту зону, где ему комфортно, а заниматься своим делом.
Работу главного бухгалтера отдайте, пожалуйста, специалисту. На рынке очень много специалистов. Поверьте, вы не самые крутые, и надо доверять людям и отдавать то, что они умеют, порой лучше, чем вы.
Функционал главного бухгалтера тоже похож на руководящую должность. Вот что входит в ответственность этой роли:
Если вы не умеете руководить своей компанией, то ваш главный бухгалтер тоже не будет распределять обязанности между своими сотрудниками. Он должен четко понимать, кому и какую работу отдать.
Так как же все-таки не работать главным бухгалтером своей рабочей группы?
Когда ко мне приходит кто-то из моих главных бухгалтеров с вопросом чисто бухгалтерского характера, я всегда вспоминаю своего бывшего руководителя. Он вообще не разбирался в бухгалтерских вопросах. Ему это было не нужно, у него была я. Я обычно спрашиваю своего сотрудника: «А как ты думаешь? Как тут нужно поступить?»
Если бы я не доверяла своим сотрудникам, то не смогла бы уже 12 лет руководить своей компанией. Являясь резидентом бизнес-сообщества, я часто уезжаю на 2-3 дня, а то и на неделю, на какое-то мероприятие, и телефон у меня с собой с выключенным режимом. В конце дня я включаю телефон, и там 48 сообщений, часть из них удалены. Что это значит? Сотрудник мне какой-то вопрос задал, но понял, что я вне зоны доступа, и решил его сам.
Фильтруйте задачи, чаще всего, они не ваши. Идите в те задачи, которые должны решать вы. Это персонал, микроклимат компании, набор персонала, психологическая поддержка ваших сотрудников.
Хороший руководитель — это не столько статус и призвание, сколько регулярная работа над собой. Вы — лицо компании. Если вы не будете руководить своими людьми, ваши главные бухгалтеры не будут руководить своими подчиненными. Хотите получить призвание и построить успешный бизнес? Работайте над собой и никогда не прекращайте развитие профессионализма».
Узнайте условия сотрудничества с фирмой 1С. Заполните форму, мы пришлем подборку материалов и перезвоним!