Для компании, оказывающей услуги по ведению учета, важно не только понимать, в чем заключается ответственность за налоговые нарушения, но и разделять зоны этой ответственности с клиентом.
На семинаре партнеров сети 1С:БО практическим опытом поделился Николай Собеневский, руководитель ООО «СОНИС КОНСАЛТИНГ» из Москвы.
Компания является партнером сети 1С:БухОбслуживание с 2015 года.
На регулярном обслуживании более 150 клиентов.
«За 10 с небольшим лет профессиональной деятельности нам доводилось сталкиваться с уголовными делами в отношении клиентов, поэтому мы знакомы с уголовными процессами в сфере налогообложения.
Лицо, которому поручено ведение учета организации, является ответственным за сдачу отчетности, а также полную и своевременную уплату налогов и других платежей в бюджет. Перечень этих лиц приводится в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48.
Это не только руководитель или сотрудник, фактически выполнявший его обязанности, но также представитель, уполномоченный подписывать и сдавать отчетность. Таким представителем может быть главный бухгалтер или бухгалтер-аутсорсер.
В законе существует два ключевых понятия: налоговое правонарушение и налоговое преступление. Особенности каждого отразим в таблице.
Налоговое правонарушение | Налоговое преступление |
---|---|
Виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность. | Виновно совершенное противоправное деяние налогового субъекта, заключающееся в уклонении от уплаты обязательных налоговых платежей путем непредставления необходимых документов финансовой отчетности либо включения в них заведомо искаженных данных о доходах, расходах или объектах налогообложения, либо иным другим способом, совершенное в крупном или в особо крупном размере. |
Субъект наказания: налогоплательщик и должностные лица | Субъект наказания: конкретное физическое лицо или группа лиц |
В том числе деяния по неосторожности | Только умышленные деяния |
Любой размер | Крупный или особо крупный размер |
Важно формальное распределение полномочий и зон ответственности | Следствие устанавливает фактическое распределение полномочий и зон ответственности |
Защита аутсорсера – приказ о снятии ответственности и/или доп. соглашение к договору о распределении зон ответственности | Защита аутсорсера – неучастие в преступной схеме, отказ от подписания недостоверной отчетности, расторжение договора |
Добавлю, что налог (сбор) считается не уплаченным в крупном размере, если сумма превышает 15 млн руб. за три финансовых года подряд, и в особо крупном размере, если сумма превышает 45 млн руб. за три финансовых года подряд.
Налоговое преступление – это уже категория Уголовного кодекса, но на мой взгляд, надо быть очень осознанным злоумышленником, чтобы довести дело до уголовной статьи. Тем не менее, эта ответственность существует, и о ней стоит знать.
Ответственность за неуплату налогов (сборов) в крупном размере:
Ответственность за неуплату налогов (сборов) в особо крупном размере:
Расскажу про самые распространенные кейсы, где аутсорсеру надо обязательно разграничивать зоны ответственности с клиентом.
Часто собственник считает, что заработанные в бизнесе деньги принадлежат ему лично. Хорошо еще, если это ИП, который просто оплачивает корпоративной картой продукты в магазине. Хуже, когда клиент ООО, особенно на режиме, предусматривающем учет расходов, тот же УСН «Доходы минус расходы».
С одним из таких наших клиентов мы долго спорили, но в итоге удалось договориться, что он не станет возвращать деньги, а компания простит ему долг с начислением НДФЛ и страховых взносов. Мы составили соответствующий приказ, а также разработали положение о расчетах с подотчетными лицами. Это локальный нормативный акт, в нем указывается, в какой срок надо документально отчитаться по подотчетным суммам и списаниям с корпоративной карты. Иначе мы, то есть аутсорсинговая компания, включим эти суммы в доход, доначислим НДФЛ и страховые взносы, либо деньги надо возместить. И обратите внимание, что даже если система налогообложения не предполагает налогового учета расходов, то есть УСН «Доходы», - ФНС все равно считает, что это использование денег компании в личных целях.
Был случай покупки компанией спортивного велосипеда за 160 тысяч рублей. Клиент – крупная торговая компания. Причем мы заранее, при заключении договора, предупредили, что если клиент планирует сделать что-то сомнительное, то не надо нас в это посвящать и просить помочь сделать это без последствий, потому что мы заведомо на это не пойдем. Мы запросили подтверждение обоснованности расходов, и нам приходит ответ по электронной почте, что компания приобрела велосипед для демонстрационных целей (к слову, сама она ими не торгует). Но якобы он будет установлен в деморуме, и это будет вызывать положительные эмоции у покупателей, и они станут покупать продукцию, которая связана со спортом. Мы им ответили, что поняли их аргумент, но есть большой риск, что налоговый орган его не примет в качестве подтверждения производственного характера расходов. Но если Вы настаиваете, то давайте приложим фотографии велосипеда в демонстрационной комнате и составим приказ, освобождающий нас, бухгалтеров, от ответственности.
Потом они подумали еще некоторое время и говорят, что передумали и решили этот велосипед предоставить работнику склада. Понятно, что торговая компания, склад большой, и чтобы было быстрее, работник будет передвигаться по нему на этом спортивном велосипеде за 160 тысяч. Здесь мы только развели руками, но составили приказ о снятии с нас ответственности, начальника склада сделали материально ответственным лицом, поставили велосипед на учет, как ОС в группу «Транспортные средства» со сроком использования 37 месяцев.
Был у нас такой клиент – ИП, который приобретал в собственность и аренду муниципальное имущество и затем передавал его в субаренду банкам, магазинам и тому подобное. И хотя у него УСН, но по некоторым объектам он должен платить НДС как налоговый агент. Он платил, мы сдавали все вовремя.
Когда ввели МЧД, он отказался продлевать свою подпись, не захотел идти в налоговую. Но мы действующей подписью, которая еще была на тот момент, сделали на себя МЧД и взяли на себя ответственность за подписание его деклараций.
После этого он говорит, что принял управленческое решение не платить НДС, поэтому в декларации указываем 0 рублей. При этом, конечно, в договоре четко написано, что это муниципальное имущество, и арендатор обязан сам платить НДС.
Учитывая, что это решение он принял сразу после того, как мы стали подписывать декларации, это был явно злонамеренный характер перекладывания ответственности на нас. Мы в такой ситуации просто расторгли с ним договор. Он на нас, конечно, обиделся, что мы не захотели в эту его аферу играть. Но что делать, аутсорсеру надо четко понимать меру ответственности, и про свои интересы не забывать.
Следующая история связана с отказом ИП предоставлять закрывающие документы. Всем известно, что индивидуальные предприниматели освобождены от бухгалтерского учета, поэтому проблем на УСН «Доходы» быть не должно. Однако на практике это оказалось не так.
Этот ИП размещал свой товар на разных маркетплейсах. Из выручки удерживалось агентское вознаграждение, которое не доходило до счета. Соответственно, нам надо было брать откуда-то размер этого вознаграждения, чтобы включать его в базу УСН. Проблема была еще в том, что у этого ИП были какие-то взаиморасчеты с другими контрагентами, которым он оказывал встречные услуги, и они подписывали акт взаимозачета. Нам они эти документы не предоставляли, соответственно, мы рисковали тем, что занижали налоговую базу.
Когда дело касается вознаграждений маркетплейсов или других агентов, то это достаточно просто, мы требуем предоставить агентский договор и отчет агента, чтобы рассчитать все правильно. Что касается остального, то мы составляем дополнительное соглашение, которое позволяет нам уйти от ответственности.
То есть мы фиксируем, что формируем налоговую базу только по банковской выписке и по тем документам, которые клиент присылает нам в электронную почту. Если есть дополнительные доходы, по которым мы не получили никаких документов, то за невнесение их в налоговую базу несет ответственность сам клиент.
Конечно, если дело дойдет до уголовного разбирательства, можно попытаться подтвердить, что вы неоднократно в переписке предупреждали клиента о налоговых рисках и необходимости представлять все документы. Однако для аутсорсинговой компании проще сразу в договоре или соглашении снять с себя ответственность за некорректное формирование налоговой базы, если это произошло из-за действий (бездействия) клиентов. Потому что неучтенными могут быть серьезные суммы, которые вписываются под понятие неуплаты налога в крупном размере, то есть свыше 15 млн рублей.
Тема дробления бизнеса достаточно сложная, но аутсорсеру тоже надо держать ее на контроле. Ведь если начинается дробление, то ясно, что бизнес крупный, поэтому с большой вероятностью налоговые доначисления могут превысить 15 млн рублей.
Если вы замечаете признаки дробления, то надо «подстелить себе соломку». Про эти признаки и ФНС неоднократно писала, и Конституционный суд давал определение, и судебные решения принимались.
Что чаще всего бывает? Общие сотрудники, бухгалтерия, основные средства, производственные мощности, активы; одни и те же контрагенты, виды деятельности, IP-адрес, банк и так далее. Что может сделать аутсорсер, чтобы защитить себя, помимо расторжения договора?
У нас был случай, когда налоговая вычислила нас по IP-адресу. Это было связано с бывшим клиентом - сетью спортивных клубов. От нас они ушли год назад, причем мы их неоднократно предупреждали о наличии признаков зависимости, заставили участников подписать договоры коммерческой концессии и так далее. Потом они наняли на всю эту сеть одного бухгалтера, и как нам стало известно уже позднее от налогового органа, перепутали между собой всех своих работников, допустили кучу других ошибок.
Спустя некоторое время мы получили требование о предоставлении пояснений по данной группе клиентов: кто с вами общался, кто приходил лично, от имени какой компании, номера телефонов и т.д. То есть налоговый контроль по дроблению действительно ведется на серьезном уровне, хорошо, что мы к этому отношения не имели.
Так что относитесь ко всему сказанному серьезно, не надо любой ценой удерживать клиента. У вас свой бизнес, и вы должны думать, прежде всего, про свои бизнес-интересы и оценивать возможные риски».
Узнайте условия сотрудничества с фирмой 1С. Заполните форму, мы пришлем подборку материалов и перезвоним!