Более 15 лет
Мы попросили Татьяну Золотых рассказать о пути становления
работы со студентами, поделиться опытом с партнерами 1С:БухОбслуживание, заинтересованными
в сотрудничестве с учебными заведениями.
Есть два подхода к подбору кадров в компании. Первый — находить готовых сильных специалистов и встраивать их в работу, второй — растить кадры внутри компании. Каждый имеет свои плюсы и минусы. Готовые специалисты дороже, имеют свое профессиональное мнение, но быстрее дают прогнозируемый результат. Молодые — гибче, у них не меньше амбиций, но, зачастую, больше энергии и драйва, меньше ограничений и сопротивления изменениям. Да, они требуют внимания, заботы. Руководитель компании выбирает, какой вариант ему ближе, выгоднее и больше сочетается с его ценностями.
Работа с молодыми кадрами — задача, которая требует не просто усилий руководителя,
но и вовлеченности всего коллектива компании, формирования системы наставничества. В
В целом работа с учебными заведениями у меня и сотрудников занимает до 20 часов в месяц. Руководителю в одиночку сложно было бы выстроить системную работу, без ущерба для бизнеса.
Мы не только берем студентов на практику, но участвуем в экзаменах, дипломах и в самой дипломной аттестации, в проработке программ, проводим тематические тренинги, дни открытых дверей — до четырех мероприятий в год. Конечно, работа со студентами отнимает мои силы и время, ресурсы моей команды, но стоимость этого времени сопоставима с ценами кадрового агентства. При этом мы выбираем интересных сильных студентов.
Условно наши этапы работы можно назвать: «оффлайн — пауза — онлайн».
Изначально, 15 лет назад, для работы со студентами мы рассматривали несколько разных площадок
в Москве: ВУЗы и СПО. Остановились на одном из колледжей, поскольку там студентам давали быстрое
«заземление» на профессию, таких студентов было легче и быстрее забирать в реальную
работу. Мы брали на стажировку, производственную и преддипломную практику. Когда студенты
Студенты второго курса по сравнению со старшекурсниками требовали опеки «воспитательниц» для диктовки каждого действия: «а теперь откроем это окошко и нажмем эти кнопочки», практической пользы от работы таких студентов было мало. И на втором курсе мы давали обобщенные, скорее, вводные данные, чтобы студенты больше понимали, что это за профессия, в чем её особенности.
Студенты приезжали к нам в офис на несколько часов в день. Программа их подготовки была разбита на две части. Давали общую развивающую часть, показывали программы 1С, давали теорию и кейсы, задачки, тренинги для студентов. А в остальное время студенты выполняли реальные практические задачи: по обработке первички, банка, проверке баз. Один наставник, в зависимости от опыта и задач, курировал в среднем 3–4 студента на производственной практике. Это было не в отчетную кампанию, ведь практика не совпадает с отчетными периодами, а проходит в мае—июне.
Студентов для практики мы заранее и тщательно отбирали, проводя собеседование у всей потенциальной группы. Для каждого из выбранных студентов готовили трек развития в нашей компании, подбирали наставника. В среднем, так к нам приходило по 15 человек. После окончания практики мы поддерживали с ними отношения и в колледже. Я председатель Управляющего совета колледжа, а также председатель Государственной Аттестационной комиссии, поэтому встречаюсь со студентами на профильных экзаменах.
Те студенты, кто хотел совмещать учебу с работой, совмещали. Таких примеров было немало. Мы организовывали работу студентов в вечернее время, выходные, подстраивались под их график.
Состав студентов на производственной и преддипломной практике пересекался не полностью. К нам
возвращались наши студенты, и мы брали новых. У каждого студента на преддипломную работу всегда
был один наставник, и у одного наставника всегда только один студент, поэтому мы больше
Переход на удаленный формат работы с колледжем
В 2022 году мы провели собеседование практически всего потока —
Мы решили больше работы со студентами проводить непосредственно на площадке колледжа и стали плотнее встраиваться в программу дополнительного обучения. В 2023 году запустились, как дополнительное образование и набрали группу. Столкнулись там с тем, что у колледжей есть ориентация на переход студентов на индивидуальный график, чтобы адаптировать к работе за время обучения. Программа индивидуального обучения подразумевает, что студент трудоустраивается, работает, продолжает учиться дистанционно и приходит только сдавать экзамены или зачеты. Но работодатели не всегда отпускают студентов даже на экзамены, а не редко и увольняют вовсе. И в результате уже через 2–5 месяца студенты могли вернуться обратно с индивидуального на общий формат обучения. Отправить на индивидуальное обучение было просто, а вернуть студентов с разным объемом пропущенного материала в одну группу — очень проблемно.
Таким образом, казавшаяся тогда такой классной, идея бесплатного обучения профессии непосредственно на площадке колледжа в рамках дополнительного образования не выстрелила. В обучении был задействован на постоянной основе на каждом занятии наш сотрудник и педагог от колледжа. Периодически и я туда приезжала с тренингами. Но в процессе обучения из набранной группы сначала одна часть, а потом и еще часть студентов ушли на тот самый индивидуальный график, и с оставшимся составом продолжать обучение стало нецелесообразным — просто неоправданно дорого.
Тем не менее, мы нашли новый формат работы и на сегодня расширили практику и стажировку студентов и интегрировали их в наши рабочие процессы. Это позволяет студентам не только получать знания и опыт, но и зарабатывать уже в период обучения в колледже. Теперь мы работаем не с одним, а с несколькими колледжами. Мы подружились с педагогами с площадки Чемпионата профмастерства по компетенции «Бухгалтерский учёт», и теперь мы в этом сообществе периодически кидаем клич. Они дают нам хороших студентов, с ними работаем и по практике, и по подработке.
Сейчас мы полностью ушли на удалёнку, идем к студентам, а не они к нам, как раньше. Этот формат оказался удобнее для всех. Нам не нужно держать дополнительные мощности, ребятам не надо никуда ездить. С одной стороны, стало удобнее, но нет погружения в атмосферу, что упрощало переформатирование и настройку на работу.
Изменился подход к наставничеству, мы стали это делать более технологично, даём инструменты подготовки:
Нет идеального, выигрышного сценария, поскольку и партнёр 1С:БО выбирает учебное заведение,
и директор /ответственный за практику в колледже выбирает индустриального партнера. Нельзя сказать:
«Сделай шаги
Если в очень общих чертах, то важно не наломать дров при первом контакте. Цель этого контакта — понять, в чем интерес учебного заведения. Они могут искать компании для практики, специалистов для проверки внутренних и региональных этапов различных студенческих конкурсов, поставщика учебных кейсов под программу, преподавателей или экзаменаторов. В педагогах есть потребность. Если вы готовы вести дисциплины как преподаватель, то с этим можно приходить и встраиваться.
Важно уточнить, кто из бухгалтерских компаний и других индустриальных партнеров уже работает с учебным заведением, за что их ценят, есть ли ниша для вас. Из всего списка потребностей учебного заведения нужно выбрать то, что приемлемо для вашей компании, соотнести объем трудозатрат с ожидаемым результатом.
Если говорить про лучшее время для первого разговора с учебным заведением, то стоит понимать, что ежегодно проходят масштабные изменения и подготовка к новому учебному году. К сентябрю в УЗ уже всё свёрстано на 100%, сформирован набор, есть программы, укомплектованы педагоги.
Заходить легче в апреле—мае. С одной стороны, педагоги перегружены, у них выпуск, но именно в этот период они начинают подводить итоги учебного года и формировать планы на следующий, дальше преподаватели уходят в отпуск. В сентябре заходить с предложением изменений поздно, но с планами на следующий год — можно. Другой хороший период для старта — конец календарного года, чтобы понять, как обучение и подготовка сложились и успеть подготовиться к апрелю—маю.
Конкуренцию с другими бухгалтерскими компаниями, сотрудничающими с колледжем, мы не испытываем. Скажу больше, у нас был опыт трудоустройства хороших подготовленных студентов, в том числе к другим партнерам 1С:БО. На стажировку брали много ребят, и выпускалось больше студентов, чем нам было нужно. Но, эта практика не получила широкого распространения. Иногда студент приходил с обратной связью, что обязанности отличаются от описанных, работать требуют иначе. Даже стандарты 1С:БО не дают полного совпадения в подходах в разных компаниях.
Есть идея стандартизации обучения и стажировки в профессии, учитывая, что и сами колледжи приходят к единообразию учебных материалов. С другой стороны есть региональная специфика подготовки бухгалтеров и заинтересованность партнеров 1С:БО в работе со студентами именно из своего региона. Значит, в крупных регионах возможно выделение ведущих партнеров 1С:БО, работающих с учебными заведениями, которые в будущем смогут стать поставщиками кадров для всей партнерской сети 1С:БО.
Узнайте условия сотрудничества с фирмой 1С. Заполните форму, мы пришлем подборку материалов и перезвоним!