Работа с требованиями налоговой в 1С:УФА

Требования ИФНС — это срочные сообщения, которые нельзя игнорировать ни собственникам бизнеса, ни аутсорсерам. Поставить требования на постоянный контроль позволяют специальные сервисы программы 1С: УФА.

Редкая компания в своей практике не получала требования налоговой, поэтому для бухгалтера работа с ними — привычное дело. Но когда мы говорим о бухгалтерской компании, у которой на обслуживании много клиентов, поток поступающих сообщений может быть плотным. Справиться с ним и ничего не пропустить бухгалтерским фирмам 1С:БухОбслуживание помогают сервисы в программе 1С:УФА «Требования контролирующих органов» и «Обработка писем контролирующих органов». Сервисы автоматически мониторят требования во всех базах 1С клиентов в «облаке» 1С:БО и сигналят об их получении в 1С:УФА.

Что может потребовать ИФНС

Налоговые органы направляют требования в рамках проверок и других контрольных мероприятий. Такое право закреплено в ст. 88, 93 и 93.1 НК РФ. Причем объектом проверки, по которой ИФНС что-либо запрашивает, не всегда бывает сама компания. Запрос может быть сделан в связи с проверкой контрагента, причем не только первого звена, но и второго, третьего и всех последующих. На такое требование также необходимо ответить, иначе есть риск штрафа.

Компания может получить от инспекции требования о необходимости:

  • представить пояснения;
  • представить документы или информацию;
  • уплатить налог, сбор, взнос, штраф или пени.

В двух первых случаях инспекции необходимо ответить. В последнем отвечать не надо, достаточно лишь сделать платеж в срок, указанный в требовании.


Примечание: изредка, но бывает, что требование направлено ошибочно. Например, в первой половине 2023 года ИП на спецрежимах массово получили требования представить декларацию по НДФЛ. Бухгалтеры порой сомневаются, стоит ли реагировать. Общая рекомендация — при любых сомнениях лучше ответить и пояснить ситуацию.


Помимо требований, ИФНС направляет налогоплательщикам документы иных типов. Так, если закон обязывает налоговиков поставить компанию в известность о каком-то факте или событии, ему направляется уведомление. Например, если вовремя не сдать декларацию, можно получить уведомление о неисполнении обязанностей. Ещё инспекция может уведомить о необходимости явиться на допрос, предпринять действия с кассовой техникой и о многом другом.

Иногда ИФНС нужно что-то довести до сведения компании или ответить на ее запрос. В этом случае обычно направляют сообщение. Уведомления, сообщения и прочие документы из налоговой не предполагают обязательного ответа. Но, как правило, они вызывают необходимость предпринять определенные действия, и зачастую безотлагательно. Поэтому своевременно получать и обрабатывать такие документы тоже очень важно.

Сроки и порядок ответа на электронные требования

Если компания по закону обязана взаимодействовать с ИФНС в электронной форме, при получении требования нужно это подтвердить в течение 6 рабочих дней. Для этого следует открыть письмо с требованием, а затем подписать и отправить квитанцию о приеме документа.

По истечении 6 рабочих дней требование будет считаться полученным и без направления квитанции. Однако за это компании могут заблокировать расчетные счета.

Срок ответа на требование налоговой зависит от того, в рамках какой процедуры поступил запрос и что именно нужно представить:

  • на подготовку документов или информации при выездной или камеральной проверке дается 10 рабочих дней;
  • на направление пояснений в рамках камеральной проверки — 5 рабочих дней;
  • на направление документов (информации) по встречной проверке — 5 рабочих дней;
  • на подачу документов в рамках проверки по НДС, связанной с применением льготной ставки или с заявленным вычетом — 20 рабочих дней;
  • требование об уплате налога нужно исполнить в срок, который указан в нем, а если его нет — в течение 8 рабочих дней.

Срок ответа на требование налоговой считается со дня, следующего за подтверждением получения требования.

Если для компании электронное взаимодействие с ИФНС не является обязательным, то действовать ей в общем случае нужно так же. Однако за нарушение порядка санкции на нее наложены быть не могут.

Есть ситуации, когда требование принимать не нужно:

  • оно пришло к вам по недоразумению, а в действительности предназначалось другой компании;
  • требование составлено в неподобающем формате;
  • документ не подписан КЭП уполномоченного должностного лица;

В таких случаях в налоговую направляется уведомление об отказе в приеме требования.

Почему нельзя игнорировать запросы ИФНС

Если в течение отведенного срока не ответить на требование о предоставлении пояснений или документов, контролирующие органы применят штрафные санкции. В большинстве случаев такие штрафы за отсутствие ответа на требование определяются на основании двух статей НК РФ:

  • ст. 126 предполагает наказание за непредоставление в инспекцию документов и сведений;
  • ст. 129.1 — за неправомерное несообщение или несвоевременное сообщение информации.

По первой статье штраф за непредоставление документов по требованию налоговой может варьироваться от 200 рублей за каждую ненаправленную единицу до 10 000 рублей. При этом объем и количество документов, которые вправе запрашивать ИФНС, не ограничиваются. По второй статье штраф составляет 5 000 рублей, но в случае повторного нарушения в течение одного года он вырастет до 20 000 рублей.

Помимо этого, за непредоставление запрашиваемых документов налоговые органы могут вынести отказ клиенту бухгалтерской фирмы в вычете НДС. Также возрастут риски его включения в план выездных проверок.

Кроме того, в качестве меры ответственности за ненаправление квитанции о подтверждении получения требования может последовать блокировка расчетного счета. А это влечет финансовые и репутационные риски для бухгалтерской компании. В долгосрочной же перспективе такие ошибки грозят потерей лояльности клиента.


Примечание: в настоящее время готовится законодательная поправка, которая должна привести к исключению санкции в виде блокировки счета за ненаправление квитанции. В п. 4 ст. 31 НК РФ пропишут, что датой получения требования, направленного по ЭДО, будет шестой (рабочий) день со дня отправки, указанного в подтверждении оператора. Но это в будущем, а пока блокировка счета вполне возможна.

Как сервисы 1С:БО помогают избежать проблем

Сервисы берут на себя критически важную, но монотонную и рутинную задачу — постоянно мониторить наличие требований ФНС к клиентам в каждой базе 1С в «облаке» 1С:БО. Каждые 10 минут сервисы опрашивают базы 1С и если появилось требование или письмо от контролирующих органов, передают об этом информацию 1С:УФА.

Таким образом, при получении требования в адрес одного из клиентов сервис сразу же уведомит об этом. По результатам оперативного анализа бухгалтер сможет принять решение о том, как выполнить эту задачу: в рамках тарифа на регулярное обслуживание или за дополнительную плату.

Для работы с требованиями и их массовой обработки в 1С:БО предназначены инструменты «Требования контролирующих органов» и «Обработка писем КО».

1. Требования контролирующих органов

Отчет позволяет оперативно отслеживать поступление требований от ИФНС и других ведомств, а также держать на контроле работу с ними. Из отчета видно, по какому клиенту поступило требование и в отношении какого отчета, кто его направил, статус требования, есть ли на него ответ, были ли критические ошибки при отправке и другая информация.

Настройки отчета позволяют отдельно получать данные:

  • по значимым отчетам;
  • по клиентам на обслуживании;
  • по организации аутсорсера.

Можно отобрать требования, относящиеся к одному клиенту, а также вывести документы, полученные за определенный период.

Настройка отчета Требования контролирующих органов

2. Обработка писем контролирующих органов

Входящие письма контролеров по всем клиентам на регулярном обслуживании фирмы-аутсорсера автоматически появляются в разделе «Обработка писем КО». Требования выделяются в соответствующей графе зеленой «галочкой». Можно отсортировать всю корреспонденцию и вывести требования вверху списка писем:

Настройка отчета Обработка писем контролирующих органов

В списке показано, по какому клиенту получено требование, его дату, статус, выдавший орган, отчет, по которому пришло требование и другие данные.

Как только 1С:БО обнаружит требование, в разделе 1С:УФА «Контроль аутсорсера» автоматически будет создана задача «Анализ требования клиента» для главного бухгалтера рабочей группы. Если рабочая группа не сформирована, задача будет создана для методиста, а если его нет — для руководителя.

Чтобы обработать задачу, главный бухгалтер группы должен ознакомиться с требованием и создать внутреннюю задачу для сотрудника. Делается это всего в несколько кликов:

Создание задачи для сотрудника в 1С:УФА

Подведем итоги

Работа с требованиями ФНС к клиентам — типовая услуга бухгалтерской компании. Чтобы сделать ее проще, 1С:БО предлагает удобные инструменты. Главное удобство заключается в том, что сервис информирует о появлении требования или письма от ФНС в базе клиента. Контроль поступающих требований, их обработка точно в срок позволяет клиентам избежать штрафов, а бухгалтерской компании — финансовых претензий клиентов.

Вовремя отслеживайте все требования ИФНС и увеличивайте финансовую устойчивость бизнеса с помощью сервисов 1С:БО по массовому обслуживанию клиентов.

Узнайте условия сотрудничества с фирмой 1С. Заполните форму, мы пришлем подборку материалов и перезвоним!



© ООО «Софтехно» Все права защищены.
Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.
Политика конфиденциальности Пользовательское соглашение Карта сайта
Разработка сайта – студия «Липка и друзья», 2013-2024