Требования ИФНС — это срочные сообщения, которые нельзя игнорировать ни собственникам бизнеса, ни аутсорсерам. Поставить требования на постоянный контроль позволяют специальные сервисы программы 1С: УФА.
Редкая компания в своей практике не получала требования налоговой, поэтому для бухгалтера работа с ними — привычное дело. Но когда мы говорим о бухгалтерской компании, у которой на обслуживании много клиентов, поток поступающих сообщений может быть плотным. Справиться с ним и ничего не пропустить бухгалтерским фирмам 1С:БухОбслуживание помогают сервисы в программе 1С:УФА «Требования контролирующих органов» и «Обработка писем контролирующих органов». Сервисы автоматически мониторят требования во всех базах 1С клиентов в «облаке» 1С:БО и сигналят об их получении в 1С:УФА.
Налоговые органы направляют требования в рамках проверок и других контрольных мероприятий. Такое право закреплено в ст. 88, 93 и 93.1 НК РФ. Причем объектом проверки, по которой ИФНС что-либо запрашивает, не всегда бывает сама компания. Запрос может быть сделан в связи с проверкой контрагента, причем не только первого звена, но и второго, третьего и всех последующих. На такое требование также необходимо ответить, иначе есть риск штрафа.
Компания может получить от инспекции требования о необходимости:
В двух первых случаях инспекции необходимо ответить. В последнем отвечать не надо, достаточно лишь сделать платеж в срок, указанный в требовании.
Примечание: изредка, но бывает, что требование направлено ошибочно. Например, в первой половине 2023 года ИП на спецрежимах массово получили требования представить декларацию по НДФЛ. Бухгалтеры порой сомневаются, стоит ли реагировать. Общая рекомендация — при любых сомнениях лучше ответить и пояснить ситуацию.
Помимо требований, ИФНС направляет налогоплательщикам документы иных типов. Так, если закон обязывает налоговиков поставить компанию в известность о каком-то факте или событии, ему направляется уведомление. Например, если вовремя не сдать декларацию, можно получить уведомление о неисполнении обязанностей. Ещё инспекция может уведомить о необходимости явиться на допрос, предпринять действия с кассовой техникой и о многом другом.
Иногда ИФНС нужно что-то довести до сведения компании или ответить на ее запрос. В этом случае обычно направляют сообщение. Уведомления, сообщения и прочие документы из налоговой не предполагают обязательного ответа. Но, как правило, они вызывают необходимость предпринять определенные действия, и зачастую безотлагательно. Поэтому своевременно получать и обрабатывать такие документы тоже очень важно.
Если компания по закону обязана взаимодействовать с ИФНС в электронной форме, при получении требования нужно это подтвердить в течение 6 рабочих дней. Для этого следует открыть письмо с требованием, а затем подписать и отправить квитанцию о приеме документа.
По истечении 6 рабочих дней требование будет считаться полученным и без направления квитанции. Однако за это компании могут заблокировать расчетные счета.
Срок ответа на требование налоговой зависит от того, в рамках какой процедуры поступил запрос и что именно нужно представить:
Срок ответа на требование налоговой считается со дня, следующего за подтверждением получения требования.
Если для компании электронное взаимодействие с ИФНС не является обязательным, то действовать ей в общем случае нужно так же. Однако за нарушение порядка санкции на нее наложены быть не могут.
Есть ситуации, когда требование принимать не нужно:
В таких случаях в налоговую направляется уведомление об отказе в приеме требования.
Если в течение отведенного срока не ответить на требование о предоставлении пояснений или документов, контролирующие органы применят штрафные санкции. В большинстве случаев такие штрафы за отсутствие ответа на требование определяются на основании двух статей НК РФ:
По первой статье штраф за непредоставление документов по требованию налоговой может варьироваться от 200 рублей за каждую ненаправленную единицу до 10 000 рублей. При этом объем и количество документов, которые вправе запрашивать ИФНС, не ограничиваются. По второй статье штраф составляет 5 000 рублей, но в случае повторного нарушения в течение одного года он вырастет до 20 000 рублей.
Помимо этого, за непредоставление запрашиваемых документов налоговые органы могут вынести отказ клиенту бухгалтерской фирмы в вычете НДС. Также возрастут риски его включения в план выездных проверок.
Кроме того, в качестве меры ответственности за ненаправление квитанции о подтверждении получения требования может последовать блокировка расчетного счета. А это влечет финансовые и репутационные риски для бухгалтерской компании. В долгосрочной же перспективе такие ошибки грозят потерей лояльности клиента.
Примечание: в настоящее время готовится законодательная поправка, которая должна привести к исключению санкции в виде блокировки счета за ненаправление квитанции. В п. 4 ст. 31 НК РФ пропишут, что датой получения требования, направленного по ЭДО, будет шестой (рабочий) день со дня отправки, указанного в подтверждении оператора. Но это в будущем, а пока блокировка счета вполне возможна.
Сервисы берут на себя критически важную, но монотонную и рутинную задачу — постоянно мониторить наличие требований ФНС к клиентам в каждой базе 1С в «облаке» 1С:БО. Каждые 10 минут сервисы опрашивают базы 1С и если появилось требование или письмо от контролирующих органов, передают об этом информацию 1С:УФА.
Таким образом, при получении требования в адрес одного из клиентов сервис сразу же уведомит об этом. По результатам оперативного анализа бухгалтер сможет принять решение о том, как выполнить эту задачу: в рамках тарифа на регулярное обслуживание или за дополнительную плату.
Для работы с требованиями и их массовой обработки в 1С:БО предназначены инструменты «Требования контролирующих органов» и «Обработка писем КО».
Отчет позволяет оперативно отслеживать поступление требований от ИФНС и других ведомств, а также держать на контроле работу с ними. Из отчета видно, по какому клиенту поступило требование и в отношении какого отчета, кто его направил, статус требования, есть ли на него ответ, были ли критические ошибки при отправке и другая информация.
Настройки отчета позволяют отдельно получать данные:
Можно отобрать требования, относящиеся к одному клиенту, а также вывести документы, полученные за определенный период.
Входящие письма контролеров по всем клиентам на регулярном обслуживании фирмы-аутсорсера автоматически появляются в разделе «Обработка писем КО». Требования выделяются в соответствующей графе зеленой «галочкой». Можно отсортировать всю корреспонденцию и вывести требования вверху списка писем:
В списке показано, по какому клиенту получено требование, его дату, статус, выдавший орган, отчет, по которому пришло требование и другие данные.
Как только 1С:БО обнаружит требование, в разделе 1С:УФА «Контроль аутсорсера» автоматически будет создана задача «Анализ требования клиента» для главного бухгалтера рабочей группы. Если рабочая группа не сформирована, задача будет создана для методиста, а если его нет — для руководителя.
Чтобы обработать задачу, главный бухгалтер группы должен ознакомиться с требованием и создать внутреннюю задачу для сотрудника. Делается это всего в несколько кликов:
Работа с требованиями ФНС к клиентам — типовая услуга бухгалтерской компании. Чтобы сделать ее проще, 1С:БО предлагает удобные инструменты. Главное удобство заключается в том, что сервис информирует о появлении требования или письма от ФНС в базе клиента. Контроль поступающих требований, их обработка точно в срок позволяет клиентам избежать штрафов, а бухгалтерской компании — финансовых претензий клиентов.
Вовремя отслеживайте все требования ИФНС и увеличивайте финансовую устойчивость бизнеса с помощью сервисов 1С:БО по массовому обслуживанию клиентов.
Узнайте условия сотрудничества с фирмой 1С. Заполните форму, мы пришлем подборку материалов и перезвоним!